Смирнова Елена
Опыт работы «Социализация детей с особенностями развития в группах раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, но мы называем таких деток с особенностями развития.
Публикация «Опыт работы „Социализация детей с особенностями развития в группах раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Многие определения таких деток можно отнести к половине воспитанников групп раннего возраста. А именно:
1. У таких деток наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. В следствии этого недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, либо наоборот.
2. Да у них неустойчивое внимание, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению, но в связи с тем, что все занятия в группах раннего развития проходят в игровой форме и в малом времени 10 мин, то особо не составляет труда на этот промежуток заинтересовать такого ребёнка.
3. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, но со временем, если ведётся правильная работа воспитателем и родителями, то ребёнок начинает раскрываться.
4. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Такое описание поведения можно отнести к большенству детей 2-3 летнего возраста. Так как в раннем возрасте многие дети ещё не владеют определённым словарным запасом, то говорить что в речи – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
5. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. А вот эти качества мы применяем при работе в двигательной активности: музыка, физическая культура, подвижные игры.
6. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. В группах раннего возраста как на поле боя, кто-то отобрал игрушку, кто-то укусил, а кто-то просто решил поплакать над тарелкой с макаронами, но для этого есть у педагога волшебное ласковое слово и нежное прикосновение в виде поглаживания по голове и у ребёнка всё встаёт на свои места.
А для этого нужно педагогическое наблюдение которое позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.
В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации
Но эти детки отличаются всем: поведением, мимикой, походкой, действиями по отношении к другим детям, мышлением и игрой. Задача педагога заключается в том, чтоб заметить такого маленького человечка в таком большом коллективе и не навредить ему. Да именно не навредить. Многие считают, что такие детки представляют угрозу для других и их нужно либо огородить от всех, либо сделать так, чтоб он выбыл из коллектива. Да, научить таких детей слышать и выполнять требования сложно, но терпение и любовь делают их более податливыми. Многим педагогам проще отвернуться от такого ребёнка, сказать, что «У меня много детей, а за этим я следить не собираюсь», а самое страшное, когда педагог вместо того чтоб помочь ребёнку в новом коллективе, да ещё и без родителей, на самом первом этапе похода в детский сад (период адаптации, уже делает все, чтоб дети не принимали этого ребёнка. Некоторые педагоги говорят, что он маленький и с ним не нужно играть, или он просто опасен или просто постоянно сажают за стол одного, даже не дав ему никаких игр. Вот и сидит этот маленький человечек за столом один и не понимает, почему с ним не хотят играть, почему даже за обедом он сидит один, а ведь нужно было всего терпения и постараться педагогу, переступить через себя и просто принять этого ребёнка таким, какой он есть. Уделить ему немного больше внимания, просто даже улыбнуться и сказать тёплое слово, ведь больше ничего не нужно для того чтоб ребёнок начал слышать и вести себя чуточку спокойнее.
Некоторые особенные детки имеют определённые наклонности в игре и поведении, которые могут принести благо другим детям. Такие детки хорошо могут собирать пазлы, лепить, раскрашивать, просто рассматривать книги, а самое интересное, что если педагог в начале периода адаптации будет рядом с таким ребёнком, то и другие дети глядя на Вас будут садиться рядом и начинать помогать в том, что мы делаем. Так у меня проходила адаптация 10 малышей из них 3 особенных. Да вначале было трудно. Детки не слышали и просто плакали, многие бегали, дрались. Мы с помощником воспитателя брали настольные игры и садились играть, но не просто играть, а ещё рассказывая сказки и стишки. К нам стали присоединяться именно особенные детки, а потом подходили другие и переставали плакать. Так мы играли до тех пор, пока в группу детки начинали заходить без слёз. Так что получается, что особенные детки помогли нам преодолеть первые самые сложные (адаптационные) дни в детском саду.
Потом мы учились сидеть за стол на завтрак. Обычные детки садились
и сидели, а вот особенные не давали нам расслабиться ни на минуту, так и хотели встать и убежать, упасть и залезть под стол, скинуть еду на пол, но и это мы преодолели БОЛЬШИМ терпением и улыбками. Теперь мои малыши дружно сидят за столом и никуда ни бегут. Так мы начинали усаживаться на занятия и на чтение сказок перед обедом. Да эти детки всегда что-то делают, но сидят. В силу своих особенностей они играют с руками соседа, с тапочками, но когда педагог очень интересно читает книгу, то никто не отвлекается на этих ребят и они сами начинают вовлекаться в мир чтения.
Благодаря особенной девочке, которая постоянно всё раскидывала и разбрасывала, мы научились с детками убирать игрушки, а потом она уже и сама стала нам помогать убирать то, что накидала и разбросала.
Теперь детки особенные растут в одном коллективе с обычными, вместе поют, танцуют и хулиганят.
Да. Особенные детки всё равно отличаются, но они нас слышат и мы можем жестами и улыбкой, тактильными движениями их успокоить и направить в нужное русло.
Так вот, что я хотела донести в этой статье до всех педагогов - давайте как бы не было это сложно постараемся изменить себя по отношении к таким деткам. Да многие скажут, что в детский садах большая наполняемость и это всё не возможно сделать. Да может Вы будете правы, но работая не первый год в детском саду и не только на группе раннего развития, могу сказать одно, что это не сложно. Давайте делать добро и помогать социализироваться особенным деткам, ведь в этом и заключается наша профессия.