Мария Сафонова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ[/i][/b]
Педагог-психолог Сафонова М. В.
Статья напечатана в сборнике
Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
В нашем современном мире очень часто стало встречаться такое понятие, как ОВЗ, так, что же это за аббревиатура. Итак, будем разбираться в данном вопросе. ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии,как физические,так и психологические. Это могут быть дети-инвалиды, или другие дети, не признанные инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в психическом или физическом развитии, которые нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Следовательно, детям с ОВЗ просто необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
В настоящее время решается много задач связанных с коррекционно-развивающей помощью детям с ОВЗ. Подход к воспитанию и обучению детей данной категории немного иной, чем для нормально развивающихся сверстников, поэтому просто необходима разработка коррекционно-развивающих программ, потому, что они помогут педагогам, воспитателям и родителям развивать детей с ОВЗ разносторонне, так же программы, разработанные для данной категории детей и которые помогут им в социализации.
Дети с ОВЗ нуждаются в социальной реабилитации, основной целью которой является успешная социализация и интеграция в общество.
К основным категориям детей с ОВЗ относятся : дети с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи (логопаты, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, а так же дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (глухие или слепые с умственной отсталостью, слепоглухонемые).
В системе образования за последние годы произошли изменения, существенные и очень важные и всё это с той целью, чтобы обеспечить доступность образования различными категориями детей, в том числе с ОВЗ.
Основной целью любого образовательного учреждения является социализация детей ивоспитание, а также подготовка к учебной деятельности.
Как показывает практика, у тех детей с ОВЗ, которые раньше интегрируют в группу с нормально-развивающимися детьми, тем быстрее они усваивают нормы и правила общественного поведения.
Инклюзия в детских образовательных учреждениях – этопервый шаг, к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение образования.
Задача инклюзивного образования в ДОУ – выстроить систему, котораяудовлетворит потребности детей с ОВЗ.
Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.
Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив. В дошкольном возрасте необходимо сформировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, перед психологом и педагогами стоит задача обучить ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Данная задача может быть решена при тесномвзаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, специалистов и родителей, для детей с ОВЗ создать условия благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей иособенностей. В работе с такими детьми очень важен правильный подбор приёмов и методов,адаптация, ранняя диагностика и наблюдение за ребенком с ОВЗ, подбор индивидуальных планов развития.
В работе педагога-психолога ключевыми направлениями работы с детьми с ОВЗ являются диагностическая, развивающая и коррекционная работа, а так же консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.
В качестве источников информации и диагностического инструментария можно использовать такие научно-практические разработки: Е. А. Стребелевой, С. Д. Забрамной и др.
Педагог-психолог должен в обязательном порядке выполнять задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, личностных характеристик ребёнка.
В соответствии с особенностями развития ребёнка с ОВЗ педагог-психолог обязательно должен определить направления и средства коррекционно-развивающей работы, её продолжительность и периодичность цикла занятий. Так же очень важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Есть много разнообразных методических рекомендаций для родителей тех детей, у которых стоит диагноз ОВЗ: «Как вести себя с маленьким упрямцем», «Родителям ребёнка с особыми потребностями», «Если в семье ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «Во что играть с особым ребёнком и как найти подход», «Взаимодействие семьи и ДОО», «Наш особый ребёнок», «Общаться – это просто» и др.
Самым важным условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность специалиста, педагога: такт, деликатность, оказание помощи ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и др.
В ДОУ педагогом-психологом должны проводиться совместные консультации с педагогами и родителями, на которых обсуждается работа и результаты коррекционной работы. Так же анализируются факторы динамики развития ребёнка, обязательно учитываются все рекомендации по преодолению возможных проблем в работе с детьми с ОВЗ.
Одной из главных целей в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка программы и инструментария сопровождения таких детей, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.
Я считаю, что для того, чтобы было успешно инклюзивное образование в ДОУ, требуется больше просвещать воспитателей о том, как вести себя с такими детьми, что делать в моменты агрессии, приступов истерик и др. Так как в практической деятельности замечаю, что не всегда воспитатели знают, как предотвратить истерику ребёнка с ОВЗ и как себя вести в моменты агрессии.
Мы с вами в ответе за наших детей и должны прилагать максимум усилий, чтобы дети с ОВЗ могли социализироваться, найти себя, не ощущать себя изгоями в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основ дефектологии / Под ред. Т. А. Власоой. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с. – (Акад. пед. наук СССР).
2. Журнал. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №3. – с. 130-136
3. Избранное. Лучков В. В. и Певзнер М. С. Значение теории Л. С. Вготского для психологии и дефектологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981 №4 – с. 60-70.
4. Инклюзивное образование : теория и практика [Текст] : сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – 955 с.
5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левчено, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольска и др. : Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.
6. Пугачёв А. С. Инклюзивное образование // Молодой учёный. – 2012. - №10. – с. 374-377.
7. https://pandia.ru/text/85/479/90086.php
8. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов / Под науч. Ред. М. М. Семаго – М. : ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.