МААМ-картинки

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры

Галина Мокробородова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы

Мы знаем, что социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе. Основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка дошкольного возраста - это игровая деятельность. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля.

Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития они еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, дети совершают это в игровой форме, то есть в ситуации «понарошку», вымышленным образом.

Действия в игре связываются детьми с предметно-практическими действиями, иными словами, используемые в игре предметы оказываются подобиями объектов, с которыми действуют взрослые. К тому же. и это существенно, в игре происходит социальное взаимодействие детей.

Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез (и хорошо, если его всерьез принимают взрослые, вкладывает в нее все свои силы и способности и в силу этого, в игре происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения. Следует также отметить, что ребенок включен в игру эмоционально двояким образом: он в известной мере переживает совершаемые им социальные функции и действия (помощь больному, строительство дома и др.) и одновременно испытывает радость от игры. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.

Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д. Б. Эльконин рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых два-три становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» - писал Д. Б. Элькони.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с четырех лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения.

При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу. Дети с проблемами в развитии нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в свою очередь замедляют психическое развитие.

Изучив научно-теоретическую литературу по теме сюжетно-ролевой игры, акцентировала внимание на заданную тему в своем опыте работы.

Я работаю с детьми с нарушениями в развитии. У них наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности. Не владеют умением общаться, договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга. Эмоционально не устойчивы. Наблюдения за играми детей, определили степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявили его умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений.

Учитывая данные характеристики своих детей, разработала программу «Сюжетно-ролевая игра - основа социализации личности ребенка», где определила цель:

Формировать у ребенка навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

Формировать умение играть в небольшом количестве детей.

Стимулировать доброжелательное отношение ребенка в социальной действительности, в сюжетно-ролевой игре.

Структура программы имеет следующие составляющие: обоснование темы, цели, задачи и коррекционное направление работы; распределение коррекционного программного материала по возрастным особенностям детей.

Приоритетным в работе с такими детьми является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению правил в игре.

Например, Света замкнутый, эмоционально-неустойчивый ребенок. С детьми в контакт не вступает, играет одна, но рядом с небольшой группой детей. Я предложила мальчикам построить диван и стол для Светиной куклы, ребята откликнулись на просьбу с удовольствием, Свете это понравилось, она ввела в свою игру диван и стол, но в коллектив детей не вошла.

Я выяснила увлеченность девочки - это художественная литература. Предложила детям поиграть в игру «Библиотека». Света взяла на себя роль абонента, но получив книгу уединилась и играла одна. Я дополнила игру правилом: рассказывать о прочитанной книге. Желание Светы получить новую книгу помогло преодолеть робость девочки. Рассказ ее был лучшим. Дети отметили ее как лучшую читательницу. Поручили Роме «сфотографировать» девочку. Так с помощью повышения самооценки ребенка коллективом детей, девочка вошла в игру.

В моей группе есть дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликтные ситуации с товарищами. Как же у этих детей воспитывать выдержку, умение подчинять свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед товарищами за порученное дело?

Приведу пример:

Вначале дети не принимали Ирину в игру «Строительство города в тайге».

«Не хотим с тобой играть: ты дерешься». Бригадир не брал Ирину в бригаду. Тогда девочка решила сама стать бригадиром, но к ней в бригаду никто не пошел. Дети говорили: «Таким бригадир не бывает. Бригадир не дерется, да и строить она не умеет». Эти замечания были справедливыми, но оставить вне игры Ирину, которая так хотела в ней участвовать, нельзя. Я взяла на себя роль начальника строительства, приняла этого ребенка на работу и сказала: «Уважаемые строители, Ирина подал а заявление, она очень хочет стать шофером. Если же она будет обижать детей, не будет выполнять наши правила:

-учить обращаться по ходу игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается на использование различных речевых конструкций, обращение в процессе игры);

-развивать способность использовать игровую композицию в процессе социально-бытовых действий;

-учить понимать и называть наиболее часто употребляемые глаголы, отражающие действия с предметами и игрушками в соответствии с сюжетом игры.

Таким образом, игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.

Литература

1. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зорин, Н. Д. Соколова. Программа

воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб: Союз, 2003г.

2. В. С. Мухина. Возрастная психология. М. : Академия, 2006г.

3. Г. А. Урунтаева. Диагностика психических особенностей дошкольника. М. : Академия, 2001г.

4. Г. А. Урунтаева. Дошкольная психология. М. : Акаденмия, 2001г.

5. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989г

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 15 января 2020 в 13:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мокробородова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД