Галина Мокробородова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры
Мы знаем, что социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе. Основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка дошкольного возраста - это игровая деятельность. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля.
Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра продуктивно разрешает противоречия между стремлением детей к самостоятельности, к более активному участию в жизни взрослых и их ограниченными возрастными возможностями. Так как по уровню своего развития они еще не в состоянии усвоить требования жизни взрослых, дети совершают это в игровой форме, то есть в ситуации «понарошку», вымышленным образом.
Действия в игре связываются детьми с предметно-практическими действиями, иными словами, используемые в игре предметы оказываются подобиями объектов, с которыми действуют взрослые. К тому же. и это существенно, в игре происходит социальное взаимодействие детей.
Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез (и хорошо, если его всерьез принимают взрослые, вкладывает в нее все свои силы и способности и в силу этого, в игре происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения. Следует также отметить, что ребенок включен в игру эмоционально двояким образом: он в известной мере переживает совершаемые им социальные функции и действия (помощь больному, строительство дома и др.) и одновременно испытывает радость от игры. Интенсивная игровая деятельность стимулирует развитие их духовных и физических способностей, свойств характера и воли, формирует установки относительно себя и окружающей среды.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.
Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.
Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Д. Б. Эльконин рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им.
Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых два-три становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» - писал Д. Б. Элькони.
Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.
Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с четырех лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения.
При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу. Дети с проблемами в развитии нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в свою очередь замедляют психическое развитие.
Изучив научно-теоретическую литературу по теме сюжетно-ролевой игры, акцентировала внимание на заданную тему в своем опыте работы.
Я работаю с детьми с нарушениями в развитии. У них наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности. Не владеют умением общаться, договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга. Эмоционально не устойчивы. Наблюдения за играми детей, определили степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявили его умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений.
Учитывая данные характеристики своих детей, разработала программу «Сюжетно-ролевая игра - основа социализации личности ребенка», где определила цель:
Формировать у ребенка навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
Формировать умение играть в небольшом количестве детей.
Стимулировать доброжелательное отношение ребенка в социальной действительности, в сюжетно-ролевой игре.
Структура программы имеет следующие составляющие: обоснование темы, цели, задачи и коррекционное направление работы; распределение коррекционного программного материала по возрастным особенностям детей.
Приоритетным в работе с такими детьми является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению правил в игре.
Например, Света замкнутый, эмоционально-неустойчивый ребенок. С детьми в контакт не вступает, играет одна, но рядом с небольшой группой детей. Я предложила мальчикам построить диван и стол для Светиной куклы, ребята откликнулись на просьбу с удовольствием, Свете это понравилось, она ввела в свою игру диван и стол, но в коллектив детей не вошла.
Я выяснила увлеченность девочки - это художественная литература. Предложила детям поиграть в игру «Библиотека». Света взяла на себя роль абонента, но получив книгу уединилась и играла одна. Я дополнила игру правилом: рассказывать о прочитанной книге. Желание Светы получить новую книгу помогло преодолеть робость девочки. Рассказ ее был лучшим. Дети отметили ее как лучшую читательницу. Поручили Роме «сфотографировать» девочку. Так с помощью повышения самооценки ребенка коллективом детей, девочка вошла в игру.
В моей группе есть дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликтные ситуации с товарищами. Как же у этих детей воспитывать выдержку, умение подчинять свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед товарищами за порученное дело?
Приведу пример:
Вначале дети не принимали Ирину в игру «Строительство города в тайге».
«Не хотим с тобой играть: ты дерешься». Бригадир не брал Ирину в бригаду. Тогда девочка решила сама стать бригадиром, но к ней в бригаду никто не пошел. Дети говорили: «Таким бригадир не бывает. Бригадир не дерется, да и строить она не умеет». Эти замечания были справедливыми, но оставить вне игры Ирину, которая так хотела в ней участвовать, нельзя. Я взяла на себя роль начальника строительства, приняла этого ребенка на работу и сказала: «Уважаемые строители, Ирина подал а заявление, она очень хочет стать шофером. Если же она будет обижать детей, не будет выполнять наши правила:
-учить обращаться по ходу игры с помощью жестов, мимики, речи (особое внимание обращается на использование различных речевых конструкций, обращение в процессе игры);
-развивать способность использовать игровую композицию в процессе социально-бытовых действий;
-учить понимать и называть наиболее часто употребляемые глаголы, отражающие действия с предметами и игрушками в соответствии с сюжетом игры.
Таким образом, игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.
Литература
1. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зорин, Н. Д. Соколова. Программа
воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб: Союз, 2003г.
2. В. С. Мухина. Возрастная психология. М. : Академия, 2006г.
3. Г. А. Урунтаева. Диагностика психических особенностей дошкольника. М. : Академия, 2001г.
4. Г. А. Урунтаева. Дошкольная психология. М. : Акаденмия, 2001г.
5. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989г