Шелест Юлия Анатольевна
Социализация детей дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
«…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»
М. Горький
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей. Такое понятие сложно объяснить ребенку, но еще сложнее провести эффективную работу по успешной социализации, особенно, если это замкнутый, тревожный малыш.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах
Но как же все-таки привлечь и социализировать ребенка, только попавшего в образовательное учреждение?
Несмотря на то, что все дети разные, у них разные привычки, навыки, умения и желания, но все дети любят играть. Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте и проводить какие-либо мероприятия по приобщению ребенка к детскому коллективу, к педагогическому составу необходимо через игру.
Множеством исследований доказано, что игра – это не только деятельность детей. Взрослые тоже играют в игры, только на уже более серьезном и искусном уровне. Но знакомится человек с игрой в раннем детском возрасте. Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад, «дочки-матери».
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, примеряет на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – тo есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безуслoвно, душевный комфоpт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в тoм кoллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Наша задача, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значить – научить жить.