Шелест Юлия Анатольевна
Социализация детей дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
«…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»
М. Горький
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей. Такое понятие сложно объяснить ребенку, но еще сложнее провести эффективную работу по успешной социализации, особенно, если это замкнутый, тревожный малыш.
Темочки:
Но как же все-таки привлечь и социализировать ребенка, только попавшего в образовательное учреждение?
Несмотря на то, что все дети разные, у них разные привычки, навыки, умения и желания, но все дети любят играть. Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте и проводить какие-либо мероприятия по приобщению ребенка к детскому коллективу, к педагогическому составу необходимо через игру.
Множеством исследований доказано, что игра – это не только деятельность детей. Взрослые тоже играют в игры, только на уже более серьезном и искусном уровне. Но знакомится человек с игрой в раннем детском возрасте. Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад, «дочки-матери».
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, примеряет на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – тo есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безуслoвно, душевный комфоpт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в тoм кoллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Наша задача, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значить – научить жить.