Наталья Рыжова
Профессиональные умения воспитателя по руководству экологическим воспитанием дошкольников
▼ Скачать
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 36 «сказка»
Методический час
Сообщение:
«Профессиональные умения воспитателя по руководству экологического воспитания дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида
№36 «Сказка»
Рыжова Наталья Анатольевна
2014г.
Публикация «Профессиональные умения воспитателя по руководству экологическим воспитанием дошкольников» размещена в разделах
Профессиональные умения воспитателя по руководству экологического воспитания дошкольников
1. Знание программных целей и задач экологического воспитания детей своей возрастной группы.
2. Знание содержания программы по экологическому воспитанию детей для своей возрастной группы.
3. Знание методов и приёмов экологического воспитания детей дошкольного возраста.
4. Умение объективно диагностировать экологические знания, умения и навыки детей
5. Умение осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности.
- занятия познавательного цикла (математика, развитие речи, конструирование)
- Занятия эстетического цикла
- Знакомство детей с художественной литературой
- Коллективный труд
- Игры
- Прогулки
- Режимные моменты
6. Грамотная организация предметно-развивающей среды по экологии.
7. Качество подготовки к занятиям по экологии
8 Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия по экологии.
9. Знание методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.
10. Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения в природе.
11. Умение грамотно организовать наблюдения в природе.
12. Умение организовать труд детей в природе, воспитывая желание трудиться.
13. Личный пример воспитателя в бережном отношении к объектам природы.
14. Знание методики обучения детей правилам ухода за животными и растениями.
Руководство процессом исследовательской деятельности со стороны воспитателя реализуется посредством использования различных методов и приемов, и учитывая принцип «от простого к сложному». Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Уже в младшем возрасте воспитатель предлагает детям не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, языком, понюхать. Использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой, для того, чтобы показать детям, какой корм ей необходим, предлагает положить перед животным рыбку, яблоко, конфету.
Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками. Воспитатель предлагает детям самим положить корм для кошки, найти место, куда поставить тарелку. После наблюдения задает детям вопросы: «Что ест кошка?» При обсуждении результатов опыта педагог подводит детей к самостоятельным выводам, суждениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира, в то же время у ребенка развиваются мыслительные операции (анализ, классификация, обобщения).
Большую роль воспитатель отводит играм- экспериментам. Например, используя теплую погоду во время прогулок, воспитатель анализирует игры с песком. Во время игры приговаривает: «песок мелкий - сыплется, влажный - из него можно делать пирожки». Так, в процессе игры, малыши знакомятся со свойствами песка.
В старшем дошкольном возрасте педагог знакомит детей с физическими явлениями: замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, в воде. В соответствии с программой разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми в определенной последовательности: сначала - простые, затем - сложные.
Например: «Неживая природа»
Почему качаются ветки деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?
«Живая природа»: Могут ли растения расти без света? Почему осенью растения увядают? Зачем черепахе панцирь?
После принятия детьми познавательной задачи осуществляется исследовательская деятельность. Дети совместно с воспитателем наблюдают, экспериментируют, делают выводы. Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем принимают общее решение.
Осуществляя руководство исследовательской деятельностью воспитатель создает специальные условия для решения познавательной задачи, что создает атмосферу творческого отношения к миру природы.
В систему работы педагог включает опыты, наблюдения, в результате которых ребенок знакомится с законами природы.
Например: Опыты с камнями /старшая группа/
Работа с «ящиком ощущений»
I. Вариант. Положите в ящик несколько предметов, среди которых будут и камни. Предложить ребенку выяснить что находится внутри «ящика ощущений»: и из всех предметов отобрать камни. Какой камень на ощупь (гладкий, шероховатый, угловатый, с острыми краями, теплый, тяжелый, холодный, легкий и т. п.)
II. Вариант. В коробке лежат только камни (по количеству детей). Каждый ребенок берет в руку камень и рассказывает о его особенностях. Когда все камни будут на столе, сравнить их.
Классификация камней по разным признакам.
1. Какими бывают камешки? Найти самый большой и самый маленький /самый красивый и самый невыразительный/. Обосновать свое мнение.
2. С закрытыми глазами выбрать на ощупь самый гладкий, самый крупный, потом - самый неровный. Почему у камешков нет углов? (Это речная галька. Камешки лежали в воде, и песок с водой обтесали углы, камешек становится круглым. Потрясти камешки в коробке, послушать. Как они шумят.
3. Рассмотреть камешки в лупу. Обратить внимание на кристаллики, трещинки, узоры.
4. В одну руку взять камешек, в другую пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что стало с камешком и пластилином?
5. Постучать кусочком пластилина о камешек, двумя камнями друг о друга. В чем разница?
6. Попробуем нацарапать что-нибудь на камне твердым предметом. Что получится? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»?
7. Что будет, если мы положим камень в воду? Он утонет или будет плавать? Бросили камень в воду и будем наблюдать. Что происходит /на воде круги/. Может ли камешек плавать?
Взять для сравнения Керамзит и гранит /сравнить их по массе и одновременно опустить в миску с водой/. Что произошло? /в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет/
8. Опустите в миску еще несколько камешков. Попробуем на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие и них красивее теперь?
9. «Превращаемся» в первобытных людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремней друг о друга. Если очень стараться, можно заметить искру. Понюхаем камни и определяем запах. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят: «Твердый, как кремень»
10. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке: /мелом, кремнем, графитом/
11. С делаем музыкальный инструмент. Положим камешки в металлическую или пластмассовую коробку и крепко ее закроем. Можно менять камешки /увеличивать или уменьшать их количество, поменять камни по размеру/. Как гремит один камешек: Два: много?
12. Игры с камнями: в не очень глубокие емкости разной формы и размеров насыпать песок. Выкладывать различные узоры из камешков.
Экспериментирование «Птицы и нефть» /подготовительная группа/
Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.
Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)
Ход:
1. Подбросим перышко и проследим за его полетом.
2. Обмокнем перышко в растительное масло (избытки
масла снять) и еще раз подбросим вверх. Обратить
внимание, как оно быстро»камнем» падает вниз.
Объяснение воспитателя:
Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
«Нефтяная речка»
Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить
нефтяную пленку с поверхности воды.
Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.
Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.
Ход эксперимента:
1. Нальем в контейнер воды - это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка - «нефть из танкера»
2. Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.
3. Предложить детям очистить воду, не смешивая ее через трубочку (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).
4. Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
5. Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?
Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасность
для живой природы.
Образец построения занятия по экспериментированию /старшая группа/
Тема: «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой».
Цель: Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно- следственные связи.
Задачи:
• Закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.
• Стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании (в термометре) и его возможной опасности.
• Сформировать представление детей о том, что теплый воздух поднимается вверх.
• Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям пойти по дорожке, которая приведет их к посылке. Это посылка от дедушки Зная. В ней три стакана: в одном налита вода, в другом деревянный брусок, а третий стакан пустой. Дети рассматривают содержимое посылки и приходят к выводу о том, что в стаканах находятся жидкость, твердое тело и газ.
На первый взгляд третий стакан пустой, но это не так. В нем находится воздух. Дети пробуют ответить на вопрос: «Чем отличаются жидкость, твердое тело и газ?» Рассматривают схемы и по ним моделируют три состояния вещества:
• твердое тело - дети стоят плотно друг к другу, крепко держась за руки. Их трудно разъединить, разломать, разбить.
• жидкость - дети продолжают держаться за руки, но не так крепко и находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Жидкость можно перелить в другой стакан, т. е. легко разъединиться.
• газ — ребята не держатся за руки, свободно распределяются в любом направлении, занимая любой объем.
Итак, дети доказали, что в третьем стакане воздух- смесь газов.
Проводится беседа о воздухе - его пользе для жизни людей, и животных, чистый воздух, обогащенный кислородом, полезен для здоровья. Чистый воздух в лесу, на реке, где много растений, так как растения выделяют кислород, поэтому и в квартирах и у нас в группе обязательно живут комнатные растения. Кроме того, что бы в помещении был чистый воздух, помещение необходимо проветривать. Чтобы быть здоровым, нужно проводить больше времени на воздухе, заниматься физкультурой и т. д. Но не везде на улице чистый и свежий воздух: вблизи дороги, возле крупных заводов воздух загрязнен выхлопными и другими вредными для жизни и здоровья людей газами (показ иллюстраций). Вот поэтому люди обязаны беречь окружающую природу, не загрязнять атмосферу, очищать воздух для своего же блага.
В процессе поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, устанавливать аналогии. Сравнивать, понимать закономерность.
Кроме того, в результате исследовательской деятельности у детей улучшается внимание, развивается зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас, обогащается речевое общение на основе культурных норм.
Большая роль в исследовательской деятельности принадлежит и родителям, которые по рекомендациям воспитателя проводят с детьми экскурсии в природу, наблюдают за явлениями природы, знакомятся с растениями, животными. У детей развивается любознательность, интерес к окружающему миру. И на основе имеющихся знаний у детей воспитателю легче проводить исследовательскую деятельность, решать познавательные задачи.