Татьяна Артамонова
Опытно-экспериментальная деятельность детей
▼ Скачать
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка".
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В алгоритм организации детского экспериментирования:
-ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
-предлагает различные варианты ее решения;
--проверяет эти варианты решения;
-делает выводы.
Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изодеятельности. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью и собой.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления знаний о свойствах материалов, явлениях природы.
Например, при ознакомлении детей с ветром- выявляем причины его возникновения, роль в жизни человека и растений можно использовать приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков, теплый или холодный ветер, использование художественного слова, наблюдения детей с родителями.
Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка очень велико. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, делают свои открытия.
Содержанием исследований является всё то, что окружает ребёнка, что он видит, слышит, ощущает. Это живая и неживая природа, растения, рукотворный мир, мир человеческих отношений.
Опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Они способствуют развитию двух типов активности:
- активности, стимулируемой взрослыми,
- собственной активности, определяемой самим ребёнком.
Как же происходит поиск путей решения какой-либо проблемы?
Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, все выступления выслушиваются и дети делают выводы. Для развития и поддержания интереса к наблюдаемым объектам необходимо побуждать детей к поиску. Это проблемные вопросы и ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения.
ЦЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
- Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную ориентировочную, исследовательскую функцию. Исследовательская деятельность способствует расширению представлений об окружающем мире, развивает мыслительные процессы. Формируются навыки исследовательской деятельности :
- наблюдательность;
- расширяет кругозор детей;
- углубляет знания;
- приучает к усидчивости и аккуратности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
- обогащение личного опыта ребёнка;
- расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
- установление причинно- следственных связей;
- развитие коммуникативных навыков и любознательности.
ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- экспериментирование (наблюдения);
- опыты;
- коллекционирование.
.КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ.
- расширяет кругозор детей;
- развивает познавательную активность.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ:
- познавательно – психологические процессы;
- умения наблюдать;
- сравнивать, анализировать;
- обобщать, выделять главное.
Например.
СОСТОЯНИЕ ВОДЫ: «тёплая – холодная», «вот какая разная» - (холодная – горячая, «на вкус и цвет.» (соль, сахар, лимон, «чудесные бусы» - цветные льдинки, «тонут – не тонут» (разные предметы в воде).
ВОЗДУХ: «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан.
«Море волнуется» - дуют в миску с водой.
«Мой весёлый звонкий мяч» - почему не скачет (худой).
«Свойства песка», «Мельница.» «Куличики», «Мини-огород»
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: шишки, камешки, листочки, жёлуди, семена и т. д.
Для знакомства детей с объектами неживой природы (вода, воздух, глина, песок, камни, живой природы, при изучении собственного организма (зачем нужен нос, уши, рот, язык) использую элементарные опыты. Исследовательскую деятельность использую как в процессе занятий, так и во время прогулок. Стараюсь знакомить детей с теми фактами действительности, которые встречаются в повседневной жизни.
ЗАНЯТИЯ- ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ проходят в увлекательной для детей форме : путешествия, работа в «лаборатории», «учёные», с использованием загадок, демонстрационного материала, научных приборов (лупа, микроскоп, магниты, зеркало).
В ГРУППЕ создана «лаборатория», в которой есть образцы различных материалов (глина, песок, камни, ракушки).
Дети выполняют опыт по инструкции, прогнозируют результат, устанавливают связи, составляют развёрнутый рассказ об увиденном (работают под скрытым контролем воспитателя, дают полное описание опыта.
ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- создание в группе комфортных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной деятельности детей;
- создание в группе уголков, зон для экспериментирования;
- создание микроклимата для поощрения интереса к наблюдению, самостоятельному экспериментированию;
- тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию, о чём они хотят узнать, помочь реализовать их планы;
- научить детей составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы в процессе исследовательской деятельности;
- наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, делать выводы и обобщения;
- привлекать родителей к поддержанию познавательного интереса у детей, исследовательским детским проектам, проводить консультации по созданиям условий для экспериментов в домашних условиях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- учить различать воду в разных состояниях (дождь, туман, снег, лёд);
- узнавать и называть овощи, фрукты, определять их на вкус и запах;
- определять и называть качества и свойства используемого объекта;
- учить пользоваться во время опытов материалами различного качества.
Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.