Рассказова Наталья Впасильевна
Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе»
(из опыта работы)
Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития, это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Публикация «Использование фольклора как средства познавательного развития воспитанников в коррекционно-образовательном процессе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Но сейчас такое время, в молодых семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные.
Я решила отразить в своей работе средство малого фольклора, которые способствуют развитию речи и познавательных интересов у дошкольников. Провела анкетирование среди родителей. Меня интересовало, используются ли малые формы фольклора дома, с какой целью, какие.
И вот что выяснилось: родители практически не используют с детьми малые форма фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», и то не до конца. Помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока».
Вместе с детьми мы сделаем альбом-передвижку, в котором записывали пословицы и поговорки, родители брали этот альбом домой и записывали новые пословицы, рисовали к ним картинки. Родители заинтересовались и это было очень приятно.
Использовала пословицы и поговорки на занятиях. Предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу. Ведь умение передавать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Вместе с детьми объясняли их смысл.
Есть такая пословица «Сказать-узлом завязать». Объясняем ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтобы не забыть о чем-то: узелок на память завязывали на платочке, теперь уже так не делают. А пословица осталась.
На занятиях использовала игру- соревнование «Кто больше пословиц скажет, дидактическую игру «Продолжу пословицу» : я говорю начало- дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Для совершенствования дикции использовала заучивание скороговорок. Скороговорки- трудно произносимая фраза с часто повторяющимися одинаковыми звуками. Это очень полезно для детей, с нарушениями речи.
Так же широко использовала загадки и в повседневной жизни, и на занятиях. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, я загадывала загадки о предметах туалета, затем спрашивала «О чем загадка?». Что надо сделать, чтобы умываться? Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, загадывала загадки об игрушках и предметах, которые предлагала взять с собой. Дети должны были доказать, что именно об этих предметах идет речь.
Например, рассматривая предметы, сравнивая их и сопоставляя, находя сходство и различие между ними. Дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадки обогащают словарь детей, за счет многозначности слов, формируют представление о переносном значении слова. Они полагают усвоить звуковой и грамматический строй речи, развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Провела с детьми занятия на тему «В мире загадок и отгадок», где были использованы русские народные, башкирские и татарские загадки.
Так же использовала потешки при подготовке ко сну. Во время умывания, в процессе игровой деятельности. Обыгрывала с детьми потешки: причесывая девочек после сна и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала этот процесс словами потешки : «Расти коса до пояса не вырони ни волоса, расти косонька до пят, все волоски в ряд». Дети запоминают потешки, затем используем их во время сюжетно-ролевых игр.
Так же использовала, малы формы фольклора и в театрализованной деятельности (игры-драматизации, праздники, также как «Осенины», «Капустник», «Зиновый- синичник», «Колядки» др., где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи, развивается фонематический слух.
Я сделала вывод, что используя малые формы фольклора в разных видах деятельности решатся практически все задачи методики развития речи, что можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В процессе работы я увидела, что у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они используют в своей речи пословицы и поговорки в сюжетно-ролевых играх, потешки, забавах с помощью считалок.
У родителей повысился интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитие детей дома.
С удовольствием разучиваю с детьми и подбирают пословицы и поговорки объясняют их смысл.