Любовь Попова
Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.
По мнению А. Г. Арушановой: «диалогическое общение – это когда беседуют два (или более) партнера на какую - либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность». Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. В рамках педагогического опыта работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» использовала образовательную технологию А. Г. Арушановой «Истоки диалога». А. Г. Арушанова предлагает обучение диалогическому общению осуществлять в форме сценариев активизирующего общения. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В сценарии активизирующего общения включают беседы воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, арктикуляционную гимнастику, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин, предметов, проблемные речевые ситуациии и др. В сценарии активизирующего общения «Медвежата» педагог вносит в группу игрушку медвежонка и приглашает детей поздороваться с ним. Взрослый начинает:
Публикация «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
-Нравится вам мишка? Какой он? Дети заканчивают фразу, предложение (Мишка мягкий, большой, красивый и т. д.). При этом педагог дополняет и обобщает высказывания детей.
- У мишки блестящие черные, как бусинки (глазки, и чёрный блестящий, как пуговка (нос). На голове у него (уши). Ушки какие? (маленькие). Лапы (большие, толстые). Мишка косо….(лапый). А вот хвоста у мишки (нет).
Здесь возможны как индивидуальные, так и хоровые ответы. Дети подводятся к составлению короткого рассказа совместно со взрослым.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка младшего дошкольного возраста, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, широко используются дидактические игры, по принципу парного воздействия (в парах). В одной игре объединяются двое играющих, а правила игры специально направлены на поддержание диалога. В этом возрасте диалога ещё нет, а есть эмоциональное и практическое взаимодействие, в котором дети учатся ориентироваться на партнера, учитывать его ответы, инициативно высказываться, соблюдать очерёдность игровых и речевых действий. Например в игре «Доскажи словечко», это куколка, Акулька, у нее кроватка —. (люлька). В печку слазить очень рад, а зовут его. (ухват) и т. п.
А. Г. Арушанова убеждена, что русский народный фольклор – неиссякаемый источник для формирования у малышей диалога. Прежде всего, это частое содержание в потешках, стихах, закличках диалогической речи, которые малыши с удовольствием повторяют, обыгрывают, передавая всю красоту и колорит русского языка. А самое главное, диалогическая речь у малышей развивается в интересной форме, без принуждения. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”, во время умывания используют потешку «Водичка, водичка, Ай, лады, лады, лады, Умой мое личико. Не боимся мы воды, Чистая водичка, Чисто умываемся, Умоет Саше личико Деткам улыбаемся.»
После прочтения русских народных сказок педагог привлекает внимание детей к диалогам героев, пересказывают или инсценируют их. Тем самым малыши не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения. Для этого используются игры-инсценировки и игры-драматизации по русским народным сказкам «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба». Дети либо принимают на себя роль (драматизация, либо действуют от лица персонажа с игрушками (инсценировка).
Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры, речевые упражнения, которые вводят детей в различные игровые ситуации, близкие к реальным. Например: - К вам вечером пришли гости, как вы с ними поздороваетесь?
- У Кристины развязался бант. Она подошла к воспитательнице. Что ей нужно сказать?
- Представьте, что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?
Использование образовательных технологий А. Г. Арушановой, показали её эффективность и положительное влияние на все стороны коммуникативного развития детей. Дети с удовольствием участвуют в беседах со сверстниками и взрослыми, играх-инсценировках и драматизациях, отвечают на поставленные вопросы, задают их, у них есть интерес и желание общаться, используя диалог.