Иванникова Марина
Организация и проведение театрализованной деятельности с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Среди множества разнообразных форм обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста занимает театрализованная деятельность, которая позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием. Развитием воображения, самостоятельности, инициативности и т. д.
Публикация «Организация и проведение театрализованной деятельности с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Этому посвящены работы отечественных педагогов. ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.
Занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок и различных литературных произведений, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация развивающей предметно-пространственной среды, которая не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Учитывая возрастные особенности детей в центре театрализованной деятельности, мы размещаем оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованная деятельность направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте - это возможность раскрытия творческого потенциала детей и воспитания творческой направленности личности.
Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
В процессе организации театрализованной деятельности мы развиваем у детей организаторские умения и навыки, совершенствуем формы, виды и средства общения, помогаем детям осознать как складываются взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Театрализованная деятельность влияет на социально-коммуникативное развитие детей, на формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности, воспитывает культуру познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и т. д. У детей воспитывается уважение к себе и сознательное отношение к своей деятельности, развиваются эмоции, воспитываются этически ценные способы общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Мы создаем условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :
-поощряется исполнительское творчество;
-развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении;
-дети учатся импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д. ;
- приобщаются д к театральной культуре : знакомится с устройством театра, его жанрами, с разными видами кукольных театров. (плоскостной, теневой, пальчиковый, бибабо, кукольный и т. д.).
В процессе знакомства детей с театрализованной деятельностью мы формируем у детей представления о видах театрального искусства : драматического, кукольного, музыкального и т. д.
Совместно с детьми принимаем участие в театральных постановках, просмотрах видео спектаклей и прослушиваниях аудио спектаклей и литературных произведений, после чего идет активное обсуждение увиденного и беседы по содержанию произведений.
В своей возрастной группе мы организовали уголок сказки для моделирования условий, приближенных к сюжету спектакля-сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.) Совместно с педагогами специалистами по речевому и музыкальному развитию были созданы условия для формирования у детей интереса к театрализованному искусству (маски, атрибуты, костюмы персонажей спектаклей) и для игры в театр. Мы стараемся вводить детей через игру в мир театра и художественных образов, используя ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре - драматизации.
Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.
Наши воспитанники имеют возможность принимать участие в самостоятельной театрализованной деятельности с использованием атрибутов различных видов театра. Они постоянно принимают участие в литературных постановках, спектаклях, утренниках, досугах и праздниках. Под руководством воспитателей, педагогов-специалистов наши дети активно участвуют в конкурсах разного уровня и становятся их победителями и лауреатами. Многие дети нашей группы с удовольствием посещают театральную студию «Театральные ступеньки» под руководством Нателы Гарибовны, где дети не только знакомятся с театральным искусством, но и сами превращаются в настоящих артистов, героев сказок и литературных произведений. Совсем недавно дети нашей группы подготовили и показали кукольный театр по русской народной сказке «Колобок» для детей младшей группы №1. Всем детям, и артистам, и зрителям очень понравилось участвовать в театральной постановке сказки. Мы планируем в дальнейшем знакомить детей младшей группы с разнообразием литературных произведений посредством театрализованной деятельности, а также показ спектаклей для родителей.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь детей в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.