наталья одинцова
Конспект занятия «Играем. рисуем, поём»
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «ИГРАЕМ, РИСУЕМ,
ПОЁМ»
Интеграция в художественно-эстетическом развитии детей
дошкольного возраста.
Воспитатель Одинцова Н. В.
Художественно-эстетическое развитие предусматривает введение детей в мир художественной культуры: речь идёт о знакомстве с деятелями культуры и их произведениями, а также об осмыслении ребятами образов искусства. Одной из важнейших задач художественно-эстетического развития является также приобщение дошкольников к художественному творчеству и формирование у них художественно-творческих способностей.
Публикация «Конспект занятия „Играем, рисуем, поём“» размещена в разделах
Мы рассматриваем ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органическую часть всей воспитательно-образовательной работы с ними, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические – для каждого вида искусств и художественной деятельности.
Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, по чтению произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует развитию мышления.
Большое значение в осуществлении художественно-эстетического развития детей мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей, которую мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой деятельности ( разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную). Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания). С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию художественно-эстетического направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическим способами выразительности.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств художественно-эстетического развития всё содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого.
Именно вокруг этого стержня объединяются другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по художественно-эстетическому развитию в качестве таких стержневых содержаний выступают чаще всего игра, особенно в работе с младшими дошкольниками (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Дронова, С. Г. Якобсон, природа (Е. Янакиева, Т. С. Комарова, детская художественная литература (Т. С. Комарова, Е. Л. Трусова, М. Н. Братухина).
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. А народное искусство синкретично по своему характеру.
Отмечая синкретичность народного искусства народного искусства, Т. Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с её размеренностью, цикличностью? В обряде всё слито в нерасторжимое единство. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед учителями и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им станет понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное» (Т. Я. Шпикалова. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. Шуя, 1994. – С. 21-22.).
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности:
1. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
2. В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
3. В изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка (форма, объём, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация (форма, цвет, композиция) и др. ;
4. В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей основывается на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создаётся специфическим для того или иного вида искусства средствами. Например, в поэтических произведениях А. С. Пушкина представлены разные образы моря:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой…
Или: Видит: Море слегка разыгралось.
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено…
(Н. М. Языков)
Знакомство детей с картинами Айвазовского, музыкой Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане» позволяет им воспринимать образ моря в живописи и музыке, созданный художниками и композиторами средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительности.
Интеграция содержания художественно-эстетической деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребёнка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой).
Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей и одарённости детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том или ином виде художественной деятельности. Вместе с тем мы предполагаем, что развитие художественно-творческих способностей и одарённости детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию способностей и в другом виде деятельности, что определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность (эстетическое восприятие, образные представления и образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности и искусству, внимание и память).
Реализация интеграции разных видов искусства и художественной деятельности детей в учебно-воспитательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, эстетических событий, вечеров-развлечений (викторины, сюрпризные моменты, КВН, праздников, тематических вечеров-концертов и др. эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Тем более, что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективных композиций в виде игр, драматизации, театральных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно-музыкальных композиций (см. книгу Т. С. Комаровой, А. И. Савенкова «Коллективное творчество детей». М. : Педагогическое общество России, 2000). Педагоги должны широко опираться на региональный материал народного творчества, народное искусство во всех его видах, особенности местной природы трудовой деятельности.
Один из известных специалистов в области изучения одарённости американский учёный ДЖ. Рензулли указывает три характеристики способности: интеллектуальные способности, креативность и настойчивость. Он также выделяет как особые условия в формировании одарённости знания (эрудицию) и благоприятствующую среду.
Интегрированные занятия способствуют более глубокому освоению детьми художественной культуры, а также формированию у них творческих способностей и одарённости.
Интегрированная работа по разным направлениям художественного творчества может осуществляться в разных вариантах: например, отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства, циклов занятий, объединё нных по наиболее интересным для детей темам: «Зоопарк», «Твоя любимая сказка» и др. знакомят детей с творчеством писателей, поэтов, музыкантов, художников, их произведениями, их выразительным образным содержанием; интегрированные занятия на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой. Можно составить и провести циклы занятий по народному искусству (см. книгу «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой. М. : Педагогическое общество России, 2000).