Папки-передвижки

Сообщение на методическом объединении «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста»

Дорощенкова Лариса
Сообщение на методическом объединении «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Понятие любознательность в психолого-педагогической литературе.

2. Создание развивающей среды в группе для воспитания любознательности у детей дошкольного возраста.

3. Механизм формирования любознательности у дошкольников.

4. Методы и приемы формирования любознательности у дошкольников.

5. Показатели и уровни воспитанности любознательности у детей дошкольного возраста.

Публикация «Сообщение на методическом объединении „Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время вопрос умственного воспитания поднят на новую высоту. Начиная работу по воспитанию любознательности у детей дошкольного возраста, считаем необходимым обратиться к словарям за уточнением понятия «Любознательность».

Рассмотрев определение понятия «любознательность» в нескольких источниках, за основу взято более полное его определение в Толковом словаре Ушакова Д. Н. : «Любознательность - живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления». [5]

Нельзя отказаться от определения любознательности, как «склонности к приобретению новых знаний, пытливости», которые дают нам Толковый словарь С. И. Ожегова [4,c.336] и Педагогический словарь А. Ю. Коджаспирова [1].

Рассмотрев все эти понятия, мы пришли к следующему выводу, развивая у детей дошкольного возраста любознательность, мы будем развивать стремление к приобретению всё новых знаний.

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: больше узнаешь по ответам.

Для развития любознательности у детей в условиях ДОУ необходимо создать соответствующую развивающую среду.

Мы создали условия, позволяющие каждому ребенку - вместе с взрослым или самостоятельно – получить ответы на многие свои вопросы. В «Уголке Любознайки», где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, активности мыслительных процессов, мы создали «Сундучки интересов». В каждом сундучке находятся материалы для проведения опытов и экспериментов с различными материалами, которые помогут ребенку получить ответы на его вопросы, узнать что-то новое, до этого не известное. Так же в помощь детям предлагаются разработки опытов на различную тематику по выявлению свойств окружающих предметов : «Волшебная варежка», «Вода расширяется», «Кипение без огня», «Опыты с почвой и водой» и другие. В течение всего года ведется проектная деятельность по ознакомлению детей с жизнью растений : «Огород на окне». У детей есть возможность выполнить все необходимые действия по выращиванию растений, проследить этапы роста, влияние окружающей среды на рост растений.

Так же в группе представлены в большом количестве различные детские познавательные энциклопедии, которые помогают детям получить ответы на свои «Что, Зачем? и Почему?»

Содержимое уголка экспериментирования постоянно меняется в зависимости от интересов детей. Совместно с детьми составляются различные коллекции (Коллекция тканей, пуговиц, собираются гербарии. Дети приносят в группу что-то заинтересовавшее их и делятся новыми знаниями со сверстниками и педагогами или пытаются получить информацию, использую необходимые для этого инструментарий уголка или имеющуюся там литературу.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.

С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы в группе собрана большое количество книг на различную тематику, использую следующие формы работы с детьми: литературные викторины, вечера загадок, литературные игры, организация выставок детского творчества.

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К. И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!

Для формирования такого качества как любознательность важно, чтобы оно проходило осознанно. Для этого необходимы знания, опираясь на которые у ребенка будет складываться представление о сущности такого качества как любознательность, о необходимости и преимуществах овладения им.

У ребенка должны возникнуть мотивы для приобретения этого качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства влияют на прочность складывающегося качества. Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Формирование любознательности проводиться в пять этапов.

1 этап. Ознакомление детей с качеством – любознательность, его проявлениями и пользой.

2 этап. Вызвать у детей желание получать новые знания, показать способы получения новых знаний.

3 этап. Показать необходимости быть любознательным, как может пригодиться им это качество.

4 этап. Показать способы получения новых знания, с целью формирования любознательности.

5 этап. Создание условия для самостоятельного и осознанного получения новых знаний о предметах или явлениях.

Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания, в том числе и учебы.

Любознательность можно воспитать, если взрослый активно

поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания

чего-то. Например, если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая

узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать

его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали,

которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Если

дошкольник после наводящих вопросов взрослого не догадался сам,

можно в качестве подсказки высказать собственные мысли по этому поводу. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты.

Если взрослый будет ругать дошкольника за попытки разобрать новую машину либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные

интересы будут подавляться, он поймет, что это не интересно, не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже, когда в школе ребенок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.

Второй способ развития любознательности дошкольника - внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте и старайтесь это сделать максимально полно и доступно. Например, если дошкольник заинтересовался большой собакой на улице - расскажите о породе, связанных с ней интересных историях. Если знаний недостаточно, можно обратиться к хозяйке за пояснениями.

Третий способ развития любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. "заразить" собственными эмоциями. Например, можно пригласить дошкольника поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие - нет, и подумать о том, от чего это

зависит. Можно поделиться с ним интересным и радостным наблюдением, например, как кошка играет с игрушкой, вместе в энциклопедии или Интернете узнать, кто придумал телефон.

Четвертый способ - выказывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения - результат любознательности. Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, "открытиям", увлечениям самого ребенка. Иногда он "открывает" для себя то, что взрослым давно известно.

В своей работе по развитию познавательных интересов и любознательности мы использовали различные методы и приемы, как традиционные, так и инновационные.

К традиционным методам мы относим методы принятой в дошкольной педагогике классификации, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

В процессе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями живой и неживой природы использовали компьютерные и мультимедийные средства обучения. Современные средства обучения очень увлекательны. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Результатом работы по развитию детской любознательности можно считать следующие показатели:

- большое количество детских вопросов направленных на познание явлений и объектов живой и неживой природы и элементарной их взаимосвязи;

- умение и желание рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений;

- эмоциональная отзывчивость детей на познавательную деятельность.

Но знания и чувства порождают потребность в поступках, поведении. Поведение является обратной связью, которая позволяет проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Наблюдая за поведением детей в самостоятельной деятельности можно выделить три уровня сформированности любознательности.

Первый уровень.

Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими свойствами, а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

Второй уровень.

Дети стремятся ознакомиться с игрушками и с другими предметами, имеющими определенные функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.

Третий уровень.

Интерес и активность вызывают скрытые, внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени — внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью — достичь желаемого результата. Цель может быть, и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго.

Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность - источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.

Любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки.

Основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления. Таким образом, жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая.

Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть, как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания, в том числе и учебы. Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то.

Воспитание любознательности у дошкольника – внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность. Необходимо отвечать на вопросы, и сделать это максимально полно и доступно.

Воспитания любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. «заразить» собственными эмоциями.

В процессе совместной деятельности каждый ребенок может стать источником новых знаний для других детей, почувствовать радость от этого. Дошкольник получает возможность узнать, что все другие воспитанники в его группе - очень любознательны, знают то, что ему было неизвестно и что он в процессе занятия может узнать. Таким образом, создаются дополнительные условия для повышения самооценки и развития уважения к другим детям.

Нами были изучены особенности развития любознательности и познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу, любознательности и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Познавательные интересы детей становятся тем полнее, чем содержательнее их деятельность, чем естественнее связь слова и дела. Развитие творческой мысли, ее воплощение в практическое дело осуществляется не на одном занятии, а в самом процессе формирования интересов на основе обогащения знаний, в системе обучающего воздействия воспитателя, в результате деятельности детей.

Список литературы

1. Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь. - М., 2005. - 448с. [Электронный ресурс] 2016. 15 октября. URL : https://www.studfiles.ru/preview/1607273/

2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.

3. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – М. : Эксмо, 2009. – 928 с. – (Библиотека словарей).

4. Ожегова С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944стр.

5. Толковый словарь Ушакова Д. Н. [Электронный ресурс] 2016. 15 октября. URL :https://ushakovdictionary.ru/

Публикации по теме:

«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка.

Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов»Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов» По техническим причинам был у меня достаточно длительный перерыв в публикациях, но теперь я спешу исправится). Тем более вчера провели.

Фотоотчет о моем участии в районном методическом объединенииФотоотчет о моем участии в районном методическом объединении Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами о районном мероприятии, участницей которого я побывала недавно. Очередное заседание.

Фотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателейФотоотчет о проведенном городском методическом объединении воспитателей Воспитатели ДОО города Черемхово приняли активное участие в заседании городского методического объединения по речевому развитию дошкольников.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду»Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду» Фотоотчет о районном методическом объединении «Театрализованная деятельность детей в детском саду».Повышение качества и результативности.

Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших группФотоотчет о районном методическом объединении воспитателей первых младших групп Фотоотчет о районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования первых младших групп «Предметно-развивающая среда.

Фотоотчет об участии в городском методическом объединении воспитателейФотоотчет об участии в городском методическом объединении воспитателей Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами впечатлениями от моего выступления на городском методическом объединении с представлением опыта.

Конспект ООД на районном методическом объединении для воспитателей «В стране игрушек» Цель. Развитие речевой активности в процессе свободного общения с детьми, в ходе дидактических игр, и в творчестве детей. Задачи: образовательные:.

Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении»Фотоотчет «Участие в районном методическом объединении» Подходит к завершению Год экологии в России. Много было сделано в этом направлении с детьми, хотя работа по экологическому воспитанию сопровождает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение на методическом объединении «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 августа 2020 в 14:00
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение на методическом объединении «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Дорощенкова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД