Губенко Анна
Культурные практики воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность : наш современный мир стремительно меняется и с ним перевоплощается общество, которое в нем живет. Современные дети намного восприимчивее и любознательнее чем раньше. Поэтому на этапе раннего развития дошкольное образования ставит перед собой одну из главных целей - помочь каждому ребёнку открыть свои таланты, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его индивидуального, специфического возрастного потенциала.
Публикация «Культурные практики воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
С введением в действие Федерального стандарта дошкольного образования в обиход педагогов дошкольных образовательных организаций вошёл термин «культурные практики», который вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности.
Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.
Зачем нужны культурные практики? На основе культурных практик у ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и любимые занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками, приобретается собственный нравственный и эмоциональный опыт. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизни.
Согласно ФГОС ДО выделяют следующие культурные практики для детей раннего возраста :
-исследовательские (экспериментирование с материалами и веществами)
-коммуникативные (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
-социально-ориентированные (предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями)
Все эти виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно сочетаются в разных вариантах.
Рассмотрим подробно формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности:
Исследовательские практики
(экспериментирование с материалами и веществами)
Цель: создание условий для опытнической деятельности детей.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Примером исследовательских культурных практик в раннем возрасте являются игры с песком, водой, соленым тестом и т. д
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель:познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Ход игры :Воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Игра «Вода прозрачная».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная).
Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки. В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко — нет.
Коммуникативные практики
(общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого)
Цель: освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность, тем самым способствует формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; обучает позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры.
Примером коммуникативных культурных практик в раннем возрасте являются :
1. Сюжетно-ролевые игры, игра-драматизация
Сюжетная игровая ситуация «Мы ждем гостей».
Цель :Закрепить знание о столовой посуде. Активизировать их речь. Формировать их навыки поведения за столом.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям большой набор посуды (чайная, столовая, кухонная). И предлагает выбрать столовую посуду, лишь ту, что нужно для обеда. Поочередно, по приглашению воспитателя, дети находят нужный предмет. Если предмет отобран правильно – все хлопают в ладоши. В случае ошибки – грозят пальчиком.
Игра-драматизация «Теремок»
Цель: . Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)
2. Музыкально-театральные и литературные гостиные
Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.
Игра «Птицы и птенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)
Ход игры: Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке.
Воспитатель играет на металлофоне высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку.
Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Игра «Слушай и хлопай»
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.
Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.
Литературная викторина «Мы знаем сказки»
Цель: закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях.
Ход :под музыку из-за ширмы появляется сказочная кукла – Бабушка-Рассказушка
и предлагает детям отгадать сказочные загадки и рассмотреть иллюстрации к ним.
- В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник («Колобок»)
-Тянут потянут вытянуть не могут («Репка») и тд.
Воспитатель помогает детям вспомнить названия сказок, и предлагает рассмотреть иллюстрацию, связно пересказать хорошо знакомую небольшую сказку «Курочка ряба» без подсказов воспитателя.
3. Пальчиковые игры.
Отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Примеры: «Сорока – белобока», «Пальчики здороваются», «Как живешь?», «Мальчик с пальчик», «Вышли пальчики гулять», «Капуста» и другие.
4. Творческие кружки.
Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей.
Кружковые мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию
К числу рекомендуемых типов кружковых занятий для детей раннего возраста в детском саду относятся: тестопластика, кружок юных художников, танцевальный кружок, дыхательная гимнастика. Очень актуально в данном возрасте занятия по развитию речи : «говорушки», песенный кружок.
5. Детский досуг.
Цель: привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят.
Планируя организацию досугов в ясельной группе, педагог ставит перед собой задачу, не просто развлечь детей, но самое главное : достичь сокращения сроков и облегчение адаптации детей и родителей к новой социальной ситуации.
Например: «Путешествие в страну сказок», «День дружбы» и др.
Социально-ориентированные практики
(предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями)
Цель: развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними; формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители и подражать игровым действиям взрослого.
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные, конструкторы (крупные, и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
Картинки-вкладыши «Веселые краски»
Цель: развивать познавательный интерес к окружающим предмет, способствовать активным действиям с ними; формировать игровые действия
Ход игры : Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из карточек частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.
«Коробки форм»
Еще одним вариантом вкладышей являются специальные пособия с прорезями или углублениями разных формы и размера, в которые вкладываются соответствующие детали, их называют «коробки форм». Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь.
«Качающиеся игрушки»
В конструкции неваляшки и заложена ее популярность. Ведь ее устойчивость восхищает ребенка, он дотрагивается до игрушки, она раскачивается по небольшой амплитуде, когда он прикладывает больше силы, фигурка практически падает. Все это увлекает малыша веселой игрой, а вместе с ней развивает. Развитие крупной моторики, концентрирование внимания, улучшение цвето и формовосприятия – все это дает ребенку неваляшка.
Конструирование
Ребенок не воспроизводит образец, а пробует, исследует, изучает самостоятельно и выбирает то, что наиболее интересно ему, что соответствует его реализации замыслов запросов.
Строительно- конструктивная игра «Загончик для животных»
Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке.
Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.
2. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
Формы проведения: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
Например: уборка игрушек; с помощью взрослого поливать цветы; уборка на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице, уборка снега и т. д
При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению трудовых навыков Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.
3. Двигательная активность.
Цель: развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
содействовать развитию основных движений; создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности
Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.
.
В организации культурных практик и взаимодействия с детьми раннего возраста необходимо учесть :
- разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
- создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
- в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
- организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей.
На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Очень важно учесть, что при развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).