Елена Анатольевна Ренжина
Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи детей в условиях специализированного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение здравоохранения Ленинградской области
«Лужский специализированный центр для детей»
СООБЩЕНИЕ
К педсовету № 2
воспитателя
РЕНЖИНОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
ТЕМА: «Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи малышей в условиях специализированного центра»
ЛУГА – 2024
Пальчиковая гимнастика - одна из технологий по развитию мелкой моторики пальцев рук у малышей, которая применяется педагогами уже достаточно давно. Среди множества методической литературы по данному направлению, мы выбрали пособия Е. М. Косиновой «Нейрофитнес для малышей» (изд. 2023 г., и О. Н. Тепляковой «Пальчиковые игры» (изд. 2014 г.).
По мнению автора книги Елены Михайловны Косиновой «НЕЙРОФИТНЕС ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» выполнение упражнений и ритмических движений кистями рук и пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. А также игры с пальчиками:
• создают благоприятный эмоциональный фон;
• развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
• развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице);
• у малыша развиваются воображение и фантазия.
Материал Е. М. Косиновой полезен в работе тем, что каждому упражнению соответствует красочный рисунок для создания зрительного образа. Данный материал удобно использовать в группе. Например, перед употреблением пищи, чтобы занять детей, пока коллеги накрывают на стол. Рисунок фиксируется на доске, а дети выполняют упражнение совместно с воспитателем.
Применение данной подборки также уместно перед или во время индивидуальных занятий продуктивной деятельности. Например, упражнение «Месим тесто» можно выполнять перед занятием лепкой «Угощение для зверят»:
«Руками имитируем процесс вымешивания теста.
— Тесто мнём, мнём, мнём!
Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно — Тесто жмём, жмём, жмём! и поочерёдно). — Пироги мы испечём! Руками совершаем движения, как будто лепим снежки».
Чтобы на занятии ребёнок не переутомился, также можно провести пальчиковую гимнастику.
В завершение утренней гимнастики также полезно систематически проводить упражнение «Моем руки» (Е. М. Косинова «Нейрофитнес для малышей»):
«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!»
Также в своей работе с детьми в специализированном центре мы используем материалы книги Тепляковой Ольги Николаевны «Пальчиковые игры».
Автор считает, что «Игры, которые мы привычно называем «пальчиковыми», служат в основном для развития речи малышей. Но не только! При помощи таких игр можно не только тренировать пальчики и кисть руки, но и многому научить ребёнка — ведь в игре сочетается много полезных видов деятельности — не только тренируем пальчики, но и учим стишки, поем, развиваем слух и чувство ритма».
У О. Н. Тепляковой игры подобраны от простого к сложному. Простейшие варианты игр целесообразно использовать на прогулке. Например, «Жучок»
«Жёлтый маленький жучок
Прилетел, зажужжал — ЖЖЖЖЖ!
Золотого жучка
Я ладошкой поймал — ЖЖЖЖЖ!
Слушай, слушай,
как жучок Мой щекочет кулачок — ЖЖЖЖ!
Разожму я кулачок — Улетай скорей, жучок! ЖЖЖЖ!
— До свиданья»
Для начала игры надо «запустить» жучка в комнату или на площадку — то есть туда, где вы играете. Для этого просто скажите: «Ой, ЖУЧОК прилетел, смотри!». Протяните руку вверх, найдите глазами «жучка» и покажите пальцем: «В-о-о-о-н ЖУЧОК летит!». Теперь — ЖУЧОК летает, а вы пальцем следите за ним и бегаете, «не упуская его из виду», приговаривая:
Жёлтый маленький жучок
Прилетел, зажужжал — ЖЖЖЖЖ!
Скажите: Золотого жучка Я ладошкой поймал — ЖЖЖЖЖ! И «поймайте» ЖУЧКА, размахнувшись хорошенько и схватив его, быстро и сильно сжимая при руку в кулак.
Не забывайте все время ЖУЖЖАТЬ! Особенно громко надо это делать, когда ваш кулачок сжат — ведь там «находится» жучок!
Слушай, слушай, как жучок
Мой щекочет кулачок — ЖЖЖЖ!
Сами послушайте и дайте малышу послушать, как поёт — жужжит жук!
Поднесите ваш крепко сжатый кулак к своему уху, а после — к уху ребёнка и ещё раз скажите: ЖЖЖЖЖЖ!
Малыш должен увидеть, как крепко вы сжали руку, и потом он будет стараться сделать так же!
А теперь — отпустите ЖУЧКА на волю — раскройте ладонь:
Разожму я кулачок — Улетай скорей, жучок! — ЖЖЖЖ»
Такие упражнения помогают привлечь внимание ребёнка на прогулке.
Следует отметить, что многократное повторение одних и тех же пальчиковых игр способствует запоминанию и уверенности выполнения упражнений малышами. Поэтому в нашей группе совместно с коллегами стараемся повторять знакомые детям упражнения, создавать благоприятный психологический климат для комфортного развития наших воспитанников.