Папки-передвижки

Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи детей в условиях специализированного центра

Елена Анатольевна Ренжина
Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи детей в условиях специализированного центра
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казенное учреждение здравоохранения Ленинградской области

«Лужский специализированный центр для детей»

СООБЩЕНИЕ

К педсовету № 2

воспитателя

РЕНЖИНОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

ТЕМА: «Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи малышей в условиях специализированного центра»

ЛУГА – 2024

Пальчиковая гимнастика - одна из технологий по развитию мелкой моторики пальцев рук у малышей, которая применяется педагогами уже достаточно давно. Среди множества методической литературы по данному направлению, мы выбрали пособия Е. М. Косиновой «Нейрофитнес для малышей» (изд. 2023 г., и О. Н. Тепляковой «Пальчиковые игры» (изд. 2014 г.).

По мнению автора книги Елены Михайловны Косиновой «НЕЙРОФИТНЕС ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» выполнение упражнений и ритмических движений кистями рук и пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. А также игры с пальчиками:

• создают благоприятный эмоциональный фон;

• развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;

• развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице);

• у малыша развиваются воображение и фантазия.

Материал Е. М. Косиновой полезен в работе тем, что каждому упражнению соответствует красочный рисунок для создания зрительного образа. Данный материал удобно использовать в группе. Например, перед употреблением пищи, чтобы занять детей, пока коллеги накрывают на стол. Рисунок фиксируется на доске, а дети выполняют упражнение совместно с воспитателем.

Применение данной подборки также уместно перед или во время индивидуальных занятий продуктивной деятельности. Например, упражнение «Месим тесто» можно выполнять перед занятием лепкой «Угощение для зверят»:

«Руками имитируем процесс вымешивания теста.

— Тесто мнём, мнём, мнём!

Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно — Тесто жмём, жмём, жмём! и поочерёдно). — Пироги мы испечём! Руками совершаем движения, как будто лепим снежки».

Чтобы на занятии ребёнок не переутомился, также можно провести пальчиковую гимнастику.

В завершение утренней гимнастики также полезно систематически проводить упражнение «Моем руки» (Е. М. Косинова «Нейрофитнес для малышей»):

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!»

Также в своей работе с детьми в специализированном центре мы используем материалы книги Тепляковой Ольги Николаевны «Пальчиковые игры».

Автор считает, что «Игры, которые мы привычно называем «пальчиковыми», служат в основном для развития речи малышей. Но не только! При помощи таких игр можно не только тренировать пальчики и кисть руки, но и многому научить ребёнка — ведь в игре сочетается много полезных видов деятельности — не только тренируем пальчики, но и учим стишки, поем, развиваем слух и чувство ритма».

У О. Н. Тепляковой игры подобраны от простого к сложному. Простейшие варианты игр целесообразно использовать на прогулке. Например, «Жучок»

«Жёлтый маленький жучок

Прилетел, зажужжал — ЖЖЖЖЖ!

Золотого жучка

Я ладошкой поймал — ЖЖЖЖЖ!

Слушай, слушай,

как жучок Мой щекочет кулачок — ЖЖЖЖ!

Разожму я кулачок — Улетай скорей, жучок! ЖЖЖЖ!

— До свиданья»

Для начала игры надо «запустить» жучка в комнату или на площадку — то есть туда, где вы играете. Для этого просто скажите: «Ой, ЖУЧОК прилетел, смотри!». Протяните руку вверх, найдите глазами «жучка» и покажите пальцем: «В-о-о-о-н ЖУЧОК летит!». Теперь — ЖУЧОК летает, а вы пальцем следите за ним и бегаете, «не упуская его из виду», приговаривая:

Жёлтый маленький жучок

Прилетел, зажужжал — ЖЖЖЖЖ!

Скажите: Золотого жучка Я ладошкой поймал — ЖЖЖЖЖ! И «поймайте» ЖУЧКА, размахнувшись хорошенько и схватив его, быстро и сильно сжимая при руку в кулак.

Не забывайте все время ЖУЖЖАТЬ! Особенно громко надо это делать, когда ваш кулачок сжат — ведь там «находится» жучок!

Слушай, слушай, как жучок

Мой щекочет кулачок — ЖЖЖЖ!

Сами послушайте и дайте малышу послушать, как поёт — жужжит жук!

Поднесите ваш крепко сжатый кулак к своему уху, а после — к уху ребёнка и ещё раз скажите: ЖЖЖЖЖЖ!

Малыш должен увидеть, как крепко вы сжали руку, и потом он будет стараться сделать так же!

А теперь — отпустите ЖУЧКА на волю — раскройте ладонь:

Разожму я кулачок — Улетай скорей, жучок! — ЖЖЖЖ»

Такие упражнения помогают привлечь внимание ребёнка на прогулке.

Следует отметить, что многократное повторение одних и тех же пальчиковых игр способствует запоминанию и уверенности выполнения упражнений малышами. Поэтому в нашей группе совместно с коллегами стараемся повторять знакомые детям упражнения, создавать благоприятный психологический климат для комфортного развития наших воспитанников.

Публикации по теме:

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи детей в условиях специализированного центра
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 11:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пальчиковой гимнастики как средство развития речи детей в условиях специализированного центра» (включая файлы) размещена пользователем Елена Анатольевна Ренжина (УИ 3297094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД