Любовь Николаевна Зорина
Сообщение из опыта работы «У истоков познания».
▼ Скачать + Заказать документы
У истоков познания
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что узнал». (В. А. Сухомлинский)
Вся моя педагогическая деятельность направлена на разностороннее развитие личности каждого ребёнка, способной к творческой деятельности, самостоятельному выбору, на обогащение развивающей среды группы, сотрудничество с родителями дошкольников с целью комплексного развития воспитанников. Для меня, как для любого современного педагога, проблема развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка одна из главных педагогических задач. Придерживаюсь такого мнения, что индивидуальные познавательные способности дошкольника, обнаруживаются не столько в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Публикация «Сообщение из опыта работы „У истоков познания“,» размещена в разделах
Принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе с детьми :
-У каждого ребёнка свой срок и час постижения окружающего.
-Поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое.
-Стараться избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.
-Сравнивать результаты ребёнка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других.
-Только имея с ребёнком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности :
-формирование у детей диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
-расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
В своей работе с воспитанниками широко использую опытно-экспериментальную деятельность детей. Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, откуда, как устроен мир и т. д., практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», – гласит древняя китайская мудрость.
Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания :
-действия и собственный практический опыт;
-объяснения, рассказы, наблюдения и др.
-знакомство с различными источниками информации : познавательные книги, телевидение, компьютер и др.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности – это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребёнка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, побуждают его к действию или бездействию.
Исходя из актуальности познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии его интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я пришла к идее создания в группе центра, мини-лаборатория «Почемучки». Дети с удовольствие осваивали этот уголок, с огромным интересом проводили опыты с объектами живой и неживой природы: песком, водой, снегом, глиной, воздухом, камнями, рассматривали ветки тополя, свои пальчики, глаза, используя лупы. Опыты привлекают внимание детей своей необычностью, волшебством, они напоминаю им фокусы. Для экспериментирования в мини-лаборатории использую алгоритмы, схемы и мнемотаблицы, которые помогают мне объяснить дошкольникам сложные явления в доступной для них форме, обеспечить усвоение воспитанниками знаний об особенностях природы объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также развивать у детей память, внимание, речь, образное мышление, мелкую моторику.
С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребёнка осуществляется совместно с практической, т. е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
дидактическая, сюжетно-ролевая игра;
рассматривание и чтение познавательных рассказов и сказок;
наблюдения;
беседы;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование.
Каждая из этих форм имеет определённую логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Всё это в свою очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития. В своей работе с детьми по познавательно-исследовательской деятельности я придаю большое значение играм: дидактическим, словесным, играм с песком и водой.
Наблюдения – основа любого эксперимента. Знания, добытые воспитанниками самостоятельно, в процессе наблюдений, являются осознанными и более прочными. В уголке природы и на прогулках мы проводили наблюдения за объектами живой и неживой природы, позволяющие детям овладеть конкретными знаниями об этих объектах и правилами ухода за ними.
Использую в своей работе с дошкольниками такой приём, как совместный с ними поиск ответа, на заданный кем-то из детей вопрос.
Анализируя выше сказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно-исследовательская деятельность, условия для её осуществления (средовой фактор, самостоятельная деятельность детей по интересам, позволяют нашим воспитанникам добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а нам педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.