Эльвира Аршанова
Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аршанова Эльвира Викторовна
Воспитатель
МБДОУ «Хохорский детский сад»
с. Хохорск, Иркутская область
Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важных задач, поставленных обществом перед современным образованием.
Темочки:
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.
В настоящее время актуальным является внедрение в работу сказкотерапии.
В связи с этим, в своей работе по воспитанию ценностных ориентаций
у детей старшего дошкольного возраста в качестве ведущего средства я
использую сказочные произведения.
Этапы работы со сказкой :
1) предварительное знакомство с текстом: разъяснение особенностей
языка сказки, незнакомых детям слов, слушание сказки;
2) знакомство с содержанием сказки : чтение, прослушивание
аудиозаписи, просмотр слайд-фильмов, прослушивание музыки
русских композиторов, рассматривание иллюстраций, репродукций,
предметов, которые описывались в сказке;
3) обсуждение мотивов поведения героев в различных ситуациях, их
отношения к себе, другим, миру;
4) актуализация чувств детей (какие чувства и эмоции возникли по
ходу слушания сказки и почему, с чем связаны);
5) беседа по содержанию сказки о поступках и характерах героев,
времени и месте событий;
6) обсуждение атрибутики сказки : одежда, предметы быта, изба и пр. ;
7) проигрывание сказки по ролям : от лица сказочника и сказочных
героев;
8) драматизация сказки с использованием игрушек, пальчикового
театра, картинок, народных игрушек и пр. ;
9) пересказ текста сказки;
10) самостоятельное рассказывание начала сказки; продолжение
сказки, начатой другим ребенком; придумывание своих эпизодов или
окончания произведения;
11) рисование, лепка, аппликация, изготовление героев сказки из
природного материала.
Подбирая сказочное произведение, ориентируюсь на то, что оно
доступно пониманию старших дошкольников, что в этом возрасте уже можно
сделать выводы, т. е. извлечь нравственный урок.
Также в ходе работы со сказками использую пословицы : дети
находили в сказках аналогии ценностных ориентаций, которые отражены в
пословицах. Это способствовало большему пониманию и закреплению у
дошкольников формируемых ценностных ориентаций. Например:
«Крылатый, мохнатый да масляный» – «Там, где дружат, живут – не тужат»;
«Заюшкина избушка» – «На чужой каравай рот не разевай»; «Лиса и
журавль» – «Как аукнется – таки откликнется» и др.
Проигрывая сказки, дошкольники осознают такие значимые ценности,
как: доброта, трудолюбие, отзывчивость, честность; учатся понимать поведение героев и изменять свое, выражать эмоции, действовать
сообща.
Рассуждения с детьми о поступках героев сказок дают им возможность
проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, слова и
помыслы, направив их в нужное русло.
План работы по развитию ценностных ориентаций у детей
старшего дошкольного возраста посредством сказки
Месяц Сказка Формируемые ценностные ориентации
Сентябрь «Крылатый, мохнатый, да масляный»
Взаимопомощь, отзывчивость, трудолюбие
«Серая шейка»
Взаимопомощь, отзывчивость, доброта
«Хаврошечка» Трудолюбие, взаимопомощь
Октябрь «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
Отзывчивость, доброта,
послушание.
«Заяц-хваста»
Сопереживание, отзывчивость
«Цветик-семицветик» Дружба, отзывчивость,
взаимопомощь, доброта,
сопереживание.
Ноябрь «Финист – ясный сокол»
Трудолюбие, честность,
отзывчивость, доброта,
послушание
«Лиса и журавль»
Отзывчивость, доброта,
сопереживание.
«Заюшкина избушка» Отзывчивость, доброта,
взаимопомощь,
сопереживание.
Конспект ООД по сказке «Лиса и журавль»
Цель: создание условий для проявления детьми отзывчивости,
сопереживания и доброты.
Задачи:
обучающие:
– формировать представления о доброте, отзывчивости,
сопереживании;
– способствовать формированию умения осознавать характеры и
поступки героев сказки сравнивать их со своими действиями;
– учить детей составлять небольшие описательные рассказы и
использовать в речи диалоги;
– учить инсценировать произведение;
развивающие:
– развивать умение использовать в речи эпитеты, характеризующие
героев;
– развивать образное и логическое мышление, память;
воспитательные:
– воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.
Материалы и оборудование: мольберт, фланелеграф, аудиозапись
сказки «Лиса и журавль» и иллюстрации к ней, маски лисы и журавля, посуда, стол, скатерть,музыкальный центр, аудиозапись голосов птиц и животных.
Предварительная работа :
– чтение, пересказ и составление рассказов по русским народным
сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хваста»;
– разбор пословицы «Как аукнется, так и откликнется»;
– проведение дидактических игр «История в картинках», «Что сначала,
что потом», «Сложи и расскажи», «Опиши героев»;
– игра-драматизация по сказке «Лиса и журавль»;
– игра «Из какой сказки предметы?».
Ход ООД:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Вы, ребята,проходите, друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками. Улыбнитесь все немножко. (Дети выполняют соответствующие тексту действия)
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски, а зовется чудо - …
Дети: сказки!
Воспитатель: - правильно, мы отправимся в сказку. А как мы туда попадем? (выслушать ответы детей). Конечно же,на ковре - самолете.
Дети садятся на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка.
- ребята, оглянитесь вокруг. Смотрите, появился волшебный сундучок.
Внутри что то есть. Достаю рисунок – модель. Дети угадывают героев сказки.
- Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке. Рассаживайтесь удобно, спинка прямая и слушайте внимательно
Прослушивание аудиозаписи сказки «Лиса и журавль».
Воспитатель: К кому в гости ходил журавль? (Ответы детей.)
Воспитатель: Чем потчевала кума-лиса журавля? (Ответы детей.)
Воспитатель: Почему журавль не смог ничего съесть? (Ответы детей.)
Воспитатель: Для чего нужно журавлю такие клюв и шея? (Ответы
детей.)
Воспитатель: Чем угощал куманек-журавль лису? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте расскажем с вами эту сказку, но необычным
способом: представим героев с помощью геометрических фигур: треугольник
– журавль, овал – лиса, круг – тарелка, прямоугольник – кувшин.
Воспитатель рисует фигуры на мольберте.
Один ребенок рассказывает, остальные слушают и в случае
необходимости помогают.
Физкультминутка
У лисицы острый нос (показать «острый нос»)
У нее пушистый хвост (показать руками)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты (погладить воображаемый хвост, бока и грудь)
Лиса плавно похаживает
Шубу пышную поглаживает (соответствующие движения)
Игра «Что журавль делал, когда готовился к встрече с лисой не
скажем, а покажем».
Дети по очереди показывают с помощью жестов и пантомимы, что
делал журавль, а остальные – угадывают.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы хорошо
или плохо делали герои?
Игра «Хорошо – плохо».
Лиса угощала журавля из мелкой тарелки.
Лиса думала только о себе.
Журавль пригласил лису к себе в гости.
Журавль угощал лису из кувшина.
Помогать друг другу и хорошо относиться к товарищу.
Отвечать злом на зло.
Воспитатель: Итак, оба героя поступили плохо по отношению друг к
другу. Так делать нельзя.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам разыграть сказку.
3. Драматизация сказки.
Выбор героев и обыгрывание сюжета сказки.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Как называется сегодняшняя сказка? (Ответы детей.)
Воспитатель: Хотите ли вы встретиться с таким другом, как в этой
сказке? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вы бы хотели, чтобы с вами так поступили? (Ответы
детей.)
Воспитатель: Чему научила нас сказка? (Ответы детей.)
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1)сказка является эффективным средством формирования ценностных
ориентаций дошкольников;
2) яркие эпитеты, текстовые повторы, меткиесравнения позволяют глубже познакомиться с миром русской культуры, систорией своего народа;
3) сказка создает фундамент для формирования духовно- нравственной сферы личности дошкольника, определяя ее социальную значимость, целостность, уникальность и неповторимость.
Список литературы:
1. Акимова Т. М. Русское народное поэтическое творчество. – М. : «Высшая школа», 1999. – 290 с.
2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2008.
3. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» - М. : ТЦ Сфера, 2021. – 288с.