МААМ-картинки

Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»

Эльвира Аршанова
Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

РОЛЬ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аршанова Эльвира Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «Хохорский детский сад»

с. Хохорск, Иркутская область

Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важных задач, поставленных обществом перед современным образованием.

Темочки:

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.

В настоящее время актуальным является внедрение в работу сказкотерапии.

В связи с этим, в своей работе по воспитанию ценностных ориентаций

у детей старшего дошкольного возраста в качестве ведущего средства я

использую сказочные произведения.

Этапы работы со сказкой :

1) предварительное знакомство с текстом: разъяснение особенностей

языка сказки, незнакомых детям слов, слушание сказки;

2) знакомство с содержанием сказки : чтение, прослушивание

аудиозаписи, просмотр слайд-фильмов, прослушивание музыки

русских композиторов, рассматривание иллюстраций, репродукций,

предметов, которые описывались в сказке;

3) обсуждение мотивов поведения героев в различных ситуациях, их

отношения к себе, другим, миру;

4) актуализация чувств детей (какие чувства и эмоции возникли по

ходу слушания сказки и почему, с чем связаны);

5) беседа по содержанию сказки о поступках и характерах героев,

времени и месте событий;

6) обсуждение атрибутики сказки : одежда, предметы быта, изба и пр. ;

7) проигрывание сказки по ролям : от лица сказочника и сказочных

героев;

8) драматизация сказки с использованием игрушек, пальчикового

театра, картинок, народных игрушек и пр. ;

9) пересказ текста сказки;

10) самостоятельное рассказывание начала сказки; продолжение

сказки, начатой другим ребенком; придумывание своих эпизодов или

окончания произведения;

11) рисование, лепка, аппликация, изготовление героев сказки из

природного материала.

Подбирая сказочное произведение, ориентируюсь на то, что оно

доступно пониманию старших дошкольников, что в этом возрасте уже можно

сделать выводы, т. е. извлечь нравственный урок.

Также в ходе работы со сказками использую пословицы : дети

находили в сказках аналогии ценностных ориентаций, которые отражены в

пословицах. Это способствовало большему пониманию и закреплению у

дошкольников формируемых ценностных ориентаций. Например:

«Крылатый, мохнатый да масляный»«Там, где дружат, живут – не тужат»;

«Заюшкина избушка»«На чужой каравай рот не разевай»; «Лиса и

журавль» – «Как аукнется – таки откликнется» и др.

Проигрывая сказки, дошкольники осознают такие значимые ценности,

как: доброта, трудолюбие, отзывчивость, честность; учатся понимать поведение героев и изменять свое, выражать эмоции, действовать

сообща.

Рассуждения с детьми о поступках героев сказок дают им возможность

проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, слова и

помыслы, направив их в нужное русло.

План работы по развитию ценностных ориентаций у детей

старшего дошкольного возраста посредством сказки

Месяц Сказка Формируемые ценностные ориентации

Сентябрь «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Взаимопомощь, отзывчивость, трудолюбие

«Серая шейка»

Взаимопомощь, отзывчивость, доброта

«Хаврошечка» Трудолюбие, взаимопомощь

Октябрь «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка»

Отзывчивость, доброта,

послушание.

«Заяц-хваста»

Сопереживание, отзывчивость

«Цветик-семицветик» Дружба, отзывчивость,

взаимопомощь, доброта,

сопереживание.

Ноябрь «Финист – ясный сокол»

Трудолюбие, честность,

отзывчивость, доброта,

послушание

«Лиса и журавль»

Отзывчивость, доброта,

сопереживание.

«Заюшкина избушка» Отзывчивость, доброта,

взаимопомощь,

сопереживание.

Конспект ООД по сказке «Лиса и журавль»

Цель: создание условий для проявления детьми отзывчивости,

сопереживания и доброты.

Задачи:

обучающие:

формировать представления о доброте, отзывчивости,

сопереживании;

– способствовать формированию умения осознавать характеры и

поступки героев сказки сравнивать их со своими действиями;

– учить детей составлять небольшие описательные рассказы и

использовать в речи диалоги;

– учить инсценировать произведение;

развивающие:

– развивать умение использовать в речи эпитеты, характеризующие

героев;

– развивать образное и логическое мышление, память;

воспитательные:

– воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.

Материалы и оборудование: мольберт, фланелеграф, аудиозапись

сказки «Лиса и журавль» и иллюстрации к ней, маски лисы и журавля, посуда, стол, скатерть,музыкальный центр, аудиозапись голосов птиц и животных.

Предварительная работа :

– чтение, пересказ и составление рассказов по русским народным

сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хваста»;

– разбор пословицы «Как аукнется, так и откликнется»;

– проведение дидактических игр «История в картинках», «Что сначала,

что потом», «Сложи и расскажи», «Опиши героев»;

– игра-драматизация по сказке «Лиса и журавль»;

– игра «Из какой сказки предметы.

Ход ООД:

1. Вводная часть.

Воспитатель:

- Вы, ребята,проходите, друг на друга посмотрите.

Поздоровайтесь ладошками. Улыбнитесь все немножко. (Дети выполняют соответствующие тексту действия)

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски, а зовется чудо - …

Дети: сказки!

Воспитатель: - правильно, мы отправимся в сказку. А как мы туда попадем? (выслушать ответы детей). Конечно же,на ковре - самолете.

Дети садятся на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка.

- ребята, оглянитесь вокруг. Смотрите, появился волшебный сундучок.

Внутри что то есть. Достаю рисунок – модель. Дети угадывают героев сказки.

- Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке. Рассаживайтесь удобно, спинка прямая и слушайте внимательно

Прослушивание аудиозаписи сказки «Лиса и журавль».

Воспитатель: К кому в гости ходил журавль? (Ответы детей.)

Воспитатель: Чем потчевала кума-лиса журавля? (Ответы детей.)

Воспитатель: Почему журавль не смог ничего съесть? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для чего нужно журавлю такие клюв и шея? (Ответы

детей.)

Воспитатель: Чем угощал куманек-журавль лису? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте расскажем с вами эту сказку, но необычным

способом: представим героев с помощью геометрических фигур: треугольник

– журавль, овал – лиса, круг – тарелка, прямоугольник – кувшин.

Воспитатель рисует фигуры на мольберте.

Один ребенок рассказывает, остальные слушают и в случае

необходимости помогают.

Физкультминутка

У лисицы острый нос (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост (показать руками)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты (погладить воображаемый хвост, бока и грудь)

Лиса плавно похаживает

Шубу пышную поглаживает (соответствующие движения)

Игра «Что журавль делал, когда готовился к встрече с лисой не

скажем, а покажем».

Дети по очереди показывают с помощью жестов и пантомимы, что

делал журавль, а остальные – угадывают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы хорошо

или плохо делали герои?

Игра «Хорошо – плохо».

Лиса угощала журавля из мелкой тарелки.

Лиса думала только о себе.

Журавль пригласил лису к себе в гости.

Журавль угощал лису из кувшина.

Помогать друг другу и хорошо относиться к товарищу.

Отвечать злом на зло.

Воспитатель: Итак, оба героя поступили плохо по отношению друг к

другу. Так делать нельзя.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам разыграть сказку.

3. Драматизация сказки.

Выбор героев и обыгрывание сюжета сказки.

4. Рефлексия.

Воспитатель: Как называется сегодняшняя сказка? (Ответы детей.)

Воспитатель: Хотите ли вы встретиться с таким другом, как в этой

сказке? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вы бы хотели, чтобы с вами так поступили? (Ответы

детей.)

Воспитатель: Чему научила нас сказка? (Ответы детей.)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1)сказка является эффективным средством формирования ценностных

ориентаций дошкольников;

2) яркие эпитеты, текстовые повторы, меткиесравнения позволяют глубже познакомиться с миром русской культуры, систорией своего народа;

3) сказка создает фундамент для формирования духовно- нравственной сферы личности дошкольника, определяя ее социальную значимость, целостность, уникальность и неповторимость.

Список литературы:

1. Акимова Т. М. Русское народное поэтическое творчество. – М. : «Высшая школа», 1999. – 290 с.

2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2008.

3. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» - М. : ТЦ Сфера, 2021. – 288с.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Круглый стол для родителей «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Круглый стол для родителей «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста» 10 и 12 октября 2023г., в рамках Краевого семейного финансового фестиваля, в нашем детском саду прошел круглый стол с родителями воспитанников.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 15:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Аршанова (УИ 2726054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД