Расторгуева Ольга Александровна
Сообщение из опыта работы «Ранняя профориентация в становлении личности ребёнка-дошкольника»
Слайд 1
Дошкольное детство — короткий, но важный период формирования личности. В этот период ребенок знакомится с окружающим миром. У него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка дошкольника. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его. Актуальность данной проблемы подтолкнула нас к созданию проекта: «Модель сетевого взаимодействия детского сада, семьи и социума как ресурса ранней профориентации дошкольников и формирования у них представлений о профессиях предприятий, расположенных на территории Павловского района». А затем мы решили поделиться опытом своей работы и в декабре 2020 года подали заявку на присвоение статуса региональной инновационной площадки.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Ранняя профориентация в становлении личности ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Слайд 2
Опыт нашей работы был признан актуальным и приказом Министерства образования и науки Алтайского края №369 от 15 марта 2021 года нам присвоен статус инновационной региональной площадки.
Слайд 3
В рамках работы по инновационному проекту была разработана программа «Калейдоскоп профессий».
При формировании программы мы провели анкетирование родителей. Данные анкетирования показали, что родители плохо представляют значимость профориентационной работы в детском саду, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и кем работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребёнка интереса к выбору будущей профессии.
Слайд 4
Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 25% из них имеет отчётливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 30 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чём ценность их труда, а интерес к профессиям и к труду у этих дошкольников неустойчивый.
Слайд 5
В нашей программе раннего профессионального самоопределения предпочтение отдано модульному планированию и таким формам работы как экскурсии, виртуальные экскурсии встречи с представителями тех или иных профессий и использованию инновационной кейс технологии. Такая работа возможна благодаря расширению социокультурного пространства детского сада за счёт сотрудничества с различными организациями и предприятиями села Павловск. Дошкольники смогут получить представление о содержании труда разных видов специальностей, востребованных в Павловском районе. Для этого налажено сотрудничество с организацией Алтай лес планируется сотрудничество с Павловским аграрным техникумом.
Слайд 6
Цель программы калейдоскоп профессий представлена на слайде.
Мы выделяем для себя следующие основные задачи профориентации детей дошкольного возраста:
- формировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности;
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
- прививать любовь к трудовым усилиям.
Слайд 7
Задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых углубляются и усложняются с возрастом детей так для детей младшего дошкольного возраста это:
-формирование первоначальных представлений о некоторых видах труда взрослых, -привлечение внимания детей к положительным сказочным героям, которые любят трудиться.
Слайд 8
Для детей среднего дошкольного возраста:
-формирование первичных представлений о мотивах труда;
-формирование представлений о видах трудовой деятельности;
-развитие умения вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда;
-знакомство с наиболее распространенными профессиями.
Слайд 9
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
-расширение и систематизация представлений о труде взрослых;
- расширение и систематизация представлений о разнообразных видах техники, помогающей человеку в трудовой деятельности;
-расширение представлений о современных профессиях.
Слайд 10
План образовательного процесса мы составили на основе модульного подхода, который обеспечивает реализацию педагогических задач. Модульный подход представляет полный алгоритм знакомства детей с профессиями.
Образовательный модуль - Представляет собой работу по ознакомлению детей с выбранными в рамках реализации проекта профессиями : С этой целью проводятся беседы, занятия, досуги, игры с детьми.
Инструментальный модуль - Модуль представляет собой знакомство детей с инструментами, оборудованием сопутствующим данной профессии. Организацию воспитателем работы детей по ознакомлению с содержанием профессии : организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности для практического освоения детьми выбранной профессии.
Скилл модуль - На данном этапе дети получают возможность реализовать первоначальные навыки по той профессии, которая им показалась более интересна: проведение научно-практической конференции, фестиваля «Baby Skills».
Слайд 11
Таким образом при проведении образовательной деятельности с дошкольниками необходимо использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, использовать разнообразные инновационные технологии тем самым повышая познавательную активность воспитанников.