Екатерина Кузнецова
Формирование первичных представлений о малой Родине детей 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
Сообщение из опыта работы по патриотическому воспитанию
Патриотизм-это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениями и проблемам. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира.
Публикация «Формирование первичных представлений о малой Родине детей 4–5 лет» размещена в разделах
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, знакомство с родным городом.
В нашем детском саду мы работаем в соответствии с Основной Образовательной программой ДОУ, в основе которой заложена основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеева.
В разделе социально-коммуникативное развитие поставлены следующие задачи по патриотическому воспитанию:
1. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья (это все, кто живут вместе с ребенком, дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
2. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
3. Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям представления о государственных праздниках.
4. Рассказывать о Российской армии, о войнах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей была представлена следующим образом :
• семья;
• детский сад;
• родная улица;
• родной город;
• страна, символика.
Для выявления исходного уровня развития представлений о родном городе у детей средней группы была проведена в сентябре входная диагностика.
Исходный уровень развития представлений о родном городе у детей оказался низким. Вопросы о домашнем адресе вызвали большое затруднение. Восемь детей не знают домашнего адреса, но смогли объяснить, что находится рядом с их домом. Семь детей смогли описать, как выглядит их дом и как они добираются от него в детский сад. Вызвал затруднение и вопрос о том, что бы ты показал гостю нашего города. В процессе работы только три ребенка показали хороший результат, ответили практически на все вопросы, рассказали и про адрес и про некоторые достопримечательности Новосибирска. У остальных детей возникли трудности. Аня рассказала про оперный театр, что они были там с мамой в выходной, там очень интересно. Василиса рассказала про зоопарк, так как, по её словам, часто там бывает. В результате проведения входной диагностики можно сделать вывод о том, что на начало учебного года у большей части детей средней группы не сформированы представления о родном городе.
Анализ диагностики показал, что необходимо повышать уровень развития представлений и отношений детей к родному городу. Необходимым направлением данной работы является взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, с целью создания единого образовательного процесса, создания атмосферы сотрудничества с родителями в воспитании детей. Так же в формирование первичных представлений детей о малой Родине, была организована работа с родителями.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что эти задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества.
В ходе образовательного процесса, родителям давались различные задания, которые выполнялись совместно с детьми. Такие как, совместные поиски материалов о родном городе, совместные экскурсии по городу, посещение достопримечательностей. Во время экскурсий делались фотографии, которые дети потом приносили в детский садик и рассказывали о своем путешествие (где были и что видели). Были сделаны фотографии своих домов и детских площадок, Используя наглядный материал при рассказе, дети лучше могли объяснить, где они живут и как проводят время на площадках – всё это способствовало созданию единого педагогического процесса ДОУ и семьи.
При совместной работе с родителями, использовать такие формы работы как : анкетирование родителей; индивидуальные консультации, беседы; фотовыставка «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»; совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок); оформление информационного стенда различным материалом по данной теме.
Организация работы с родителями под девизом : их знания и любовь к городу должны передаваться детям.
В программе стоит задача: знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом проводилась еженедельно. Каждую неделю проводились различные формы работы : рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, составление коротких рассказов, творческие работы и др. Знания детей закреплялись в различных формах деятельности с детьми вне занятий. Так же в течение всего учебного года необходимо периодически возвращается к тому материалу, который дети узнали ранее, для закрепления.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к данной теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному городу, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы.
Решая задачу по ознакомлению детей с названиями улиц, на которых они живут и рассказывать о самых красивых местах, мной была проведена следующая работа.
Работа проводилась по системе от близкого к далекому. Изучение каждой темы начиналось с ситуативной беседы. Беседу можно проводить в любое время, перед завтраком, на прогулке или вечером.
В беседах с детьми использовались такие темы как: «Где я живу», «Какой у меня адрес», «Какой у меня дом» (описательный рассказ, «Кто живет в моем доме», «Какая площадка около моего дома, что можно делать на этой площадке». В помощь детям мной был использован наглядный материал. Это были различные фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки на доске и др.
Дети усваивают знания - только прожив их, через впечатления и переживания. И чем ярче и незабываемее они будут, тем лучше они усвоятся. Сделать занятия для детей более интересными помогают такие игровые технологии, как игры-путешествия:
Такие как, например «Путь домой из детского сада». Детям вечером давалось задание как можно больше запомнить, что они видели по пути домой и рассказать наследующий день об этом всем. От того, что дети живут в разных местах, беседа становилась интересней. Кто то видел одно и то же здание, а кто-то видел здание, которое вызвало интерес, потому что не знали, что это, и тогда чтоб понять, что это за здание, ребенку приходилось описать какой формы, цветом было здание или на нем что-то было изображено интересное. Некоторые дети даже узнавали по описанию, что видели другие.
Так же в группе происходили проблемные ситуации, которые помогали решать поставленную задачу по изучению своего адреса.
Первая ситуация : У одной из воспитанниц приближалось день рождение, и она захотела пригласить своих друзей к себе на праздник. Мной был задан вопрос: «А сможет она объяснить детям, по какому адресу им приходить?», проблема встала в том, что девочка не смогла назвать свой адрес. Но смогла рассказать детям, что она живет не далеко от детского сада и до нее можно дойти пешком, пройдя мимо катка. По ходу этой беседы, в разговор включались и остальные дети, которые рассказывали, что они от детского сада добираются до дома на машине или на автобусе. Рассказывали так же, что есть рядом с их домом.
Вторая ситуация: Тимофей давно не посещал детский садик, дети из групп начали интересоваться, по какой причине он долго отсутствует. Объяснив детям, что Тимофей болеет, дети задали вопрос: «А не забудет ли он нас за такое долгое время, пока не ходит в детски сад?». Было принято, совместное решение нарисовать общий рисунок и передать его Тимофею и возникла проблема как это сделать. Я предложила детям отправить этот рисунок в письме. Но мы не знали адрес Тимофея. Я спросила у детей : «Как мы можем узнать адрес?», дети ответили: «Нужно позвонить ему и спросить адрес». После того как мы узнали адрес, мы подписали конверт и я сообщила детям, что отнесу его после работы на почту.
Большой интерес у детей вызывали и сюжетные игры:
«Автобус», чтобы водитель поехал, необходим было назвать адрес, название остановки или название достопримечательности. Игра становилась более интересной, когда в игре принимало участие много детей, тогда приходилось составлять целый путь движения транспорта, обсуждалось, чей адрес будет раньше, а чей будет позже.
«Вызов врача на дом», чтоб врач приехал, нужно было назвать свой адрес, где находится больной.
«Доставка еды на дом», пригласив гостей, нужно было накрыть на стол, так как гости уже пришли, времени готовить не было и было принято решения заказать пиццу на дом. Для этого нужно было сообщить курьеру свой адрес.
Совместно с детьми была сделана настольная игра-бродилка «В гости». Где были приклеены фото домов детей, играя в такую игру, дети не только узнавали свой дом по фото, но и дома других детей.
Чтение художественной литературы: А. Л. Толстой Гуси лебеди, С. Я. Маршак Почта, В. М. Гаршин Лягушка-путешественница, Л. Н. Толстой «Три медведя», и «Маша и медведь».
После проделанной работы было проведено открытое занятие. Для оценки знания детей были приглашены родители и сотрудники детского сада. Занятие проходило в игровой форме. На занятие дети показали, что они знают свой адрес, узнают свой дом по внешнему виду (фотографии) и могут рассказать, что находится рядом с их домом.
После проведенной работы, в декабре была проведена итоговая диагностика освоения детьми знаний о родном городе. Была проведена беседа по тем же вопросам, что и в сентябре. В ходе беседы были получены следующие результаты. Все дети улучшили показатели, стали более вдумчиво и развернуто отвечать на вопросы. Стали более уверенные в своих знаниях. Начали проявлять активный интерес к играм, таким как «Узнай по фотографии свой дом», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару». Дети стали интересоваться историей Новосибирска и вместе с родителями начали её изучать, а также рассказывать о том, что они нового узнали.
Полученные данные, позволили сделать вывод о том, что формирование первичных представлений детей о малой Родине, будет проходить эффективно, если:
1. организованы тематические беседы,
2. образовательная деятельность проходит в игровой форме;
3. полученные представления будут закрепляться в практической деятельности дошкольников, организованной воспитателями и родителями.
В ходе работы установлено, что эффективное ознакомление происходить при налаженной системе «воспитатель – ребенок – родители». Так же произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагога и семьи». Включившись в образовательную деятельность, родители смогли не только почерпнуть и обогатить свои знания о родном городе, но и улучшить взаимоотношения со своими детьми. Родители ощутили потребность в повышении знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышению интереса к их проблемам. Успешность формирования знаний у детей стала возможным при взаимодействии с окружающим миром через разные виды деятельности и тесном сотрудничестве с родителями.
Таким образом, формирование представлений о малой Родине у дошкольников – процесс сложный и длительный. Данная работа должна проводиться систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Проведённая нами работа способствовала тому, что вызванный у детей интерес побуждает их получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», то есть формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Необходимо продолжать работу над:
1. развитием познавательного интереса к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города;
2. развитие познавательно-речевых навыков, логического мышления;
3. знакомство с историческими событиями;
4. развитие пространственного ориентирования.
Дальнейшая работа будет направлена на то, что бы дети не только знали название своего города и своей улицы, но так же могли назвать и прилегающие к ней улицы, а так же в честь кого они названы. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начнет осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами родного края, народными умельцами. Работа с родителями будет продолжена. Родители должны не только рассказывать о родном городе, но и показывать его. Следует показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Средствами ознакомления дошкольников с малой Родиной является само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Формируя у детей представления о малой Родине, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, развиваем память, зрительное восприятие, пространственное наглядно-действенное мышление, творческое воображение, но и учим любить, беречь и гордится ей.