Рявкина Марина Анатольевна
Из опыта работы «Педагогический дуэт. Профессиональное становление молодого специалиста в системе наставничества»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А. В.»
Сообщение из опыта работы
«Педагогический дуэт. Профессиональное становление молодого
специалиста в системе наставничества»
Рявкина М. А., старший воспитатель
Публикация «Из опыта работы „Педагогический дуэт, Профессиональное становление молодого специалиста в системе наставничества“» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Выдающийся русский и советский хирург Николай Нилович Бурденко говорил: «Всегда вперёд, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать».
Согласитесь, что эти слова также ярко отражают и личность педагога, который всегда был и остаётся ключевой фигурой в системе образования.
Так складывается, что современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования.
В связи с этим современный педагог, в том числе молодой,должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Сегодня остро востребованы педагоги, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеют самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В решении этой стратегической задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна ускорить процесс профессионального становления молодого педагога.
Наш педагогический коллектив дошкольных групп постоянно обновляется и пополняется молодыми кадрами. Ежегодно от 5% до 10 % от общего числа педагогов составляют молодые специалисты со стажем работы до 3- 5лет.
Только за период с 2019 по 2022 год нашему учреждению посчастливилось поработать с четырьмя молодыми специалистами : среди них одна выпускница Мишкинского педагогического колледжа, две - Курганского педагогического колледжа, 1 педагог-психолог -выпускник Курганского педагогического университета.
Для профессионального становления всех начинающих специалистов в нашем учреждении созданы: оптимальные кадровые условия:
60% (12 чел.) профессионального состава дошкольных групп имеет высшее образование; 50 % (10 чел.) – высшую, 45% (9 чел.) - первую квалификационные категории, 75% (15 чел.) имеют педагогический стаж более 10 лет, а это в свою очередь обеспечивает качественную педагогическую поддержку и передачу знаний молодым специалистам.
Неотъемлемой частью в системе наставничества является создание необходимых организационно-управленческих условий:
С целью организации работы по данному направлению, закреплению опытных наставников за молодыми специалистами сформирован целый пакет распорядительных актов: приказов, планов работы (адаптационных программ, сопроводительной документации. Разработаны локальные акты учреждения, к которым относится Положение о системе наставничества.
На основании данного документа определены цели, задачи и формы работы;
- с учетом совместимости характерологических особенностей личности, квалификации и обоюдного желания в сотрудничестве для молодых специалистов определены наставники, которые как «Навигатор» осуществляют пошаговое руководство процессом их профессионального становления.
С целью тесного взаимодействия и сотрудничества столь ответственная роль наставника, была поручена 3-м педагогам-напарникам, работающим на одной возрастной группе с молодыми специалистами.
Важным моментом профессионального становления молодых педагогов является обеспечение организационно-методических условий:
- с целью оказания методической поддержки, помощи при планировании, реализации образовательной деятельности в учреждении создана методическая служба, руководит которой старший воспитатель.
- на протяжении 8 лет методическую поддержку в творческих начинаниях педагогам оказывают члены «Клуба педагогических идей», который создан на базе учреждения и объединил в себе победителей, лауреатов и участников конкурсов педагогического мастерства разных лет (35% от общего числа педагогов).
- с целью плавного включения начинающих свою профессиональную деятельность специалистов разработана модель системы наставничества, которая предполагает поэтапный характер.
Первый «адаптационный» этап включает в себя диагностическое сопровождение наставником молодого педагога. Диагностические карты, составленные на основе наблюдений, бесед, анкетирования позволяют определить готовность начинающего педагога к развитию и самореализации в профессии,выявить его индивидуальный стиль,оказать помощь в ускорении адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Безусловно, первые дни самостоятельной работы самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется возможность проявить себя.
С самого первого дня наставники ориентируют молодого педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми. С этой целью приглашают на свои занятия, мероприятия с родителями, оказывают помощь в разработке конспектов, технологических карт, дидактических материалов, презентаций. Посещают начинающего педагога во время рабочего процесса, вместе анализируют его деятельность.
Второй «проектировочный» этап, направлен на совершенствование знаний, умений и навыков педагогов, полученных ими в учебном заведении. На данном этапе наши наставники используют традиционные информационные методы,такие как лекции, консультации («Педагогическая этика», «Документы-помощники», «Самообразование педагога - путь к успеху»и др., дискуссии в форме вопроса-ответа, а также творческие методы анализа конкретных педагогических ситуаций (кейсы, взятых из реальной практики.
Молодые специалисты в свою очередь с самого начала своей профессиональной деятельности при поддержке наставника активно включаются в методические мероприятия учреждения и принимают участие при проведении педагогических советов, семинаров-практикумов, мастер-классов, мероприятий с родителями, открытых занятий. При поддержке наставника определяют направление по саморазвитию, начинают накапливать практический материал.
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческую позицию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. Так, начинающий свою деятельность педагог-психолог был включен в работу творческой группы по реализации инновационного проекта о воспитании в современных условиях «Крепкая семья – крепкое государство», который объединил все дошкольные группы. Благодаря профессиональной поддержке и помощи опытных педагогов - членов Клуба педагогических идей педагог-психолог представил опыт на районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства - 2021» в номинации «Воспитать человека», где заняла почетное 1 место, а также на областном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства - 2021» в номинации «Педагогический дебют». Это позволило молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности и в последующем защититься на высшую квалификационную категорию.
На третьем «контрольно-оценочном» этапе через анкетирование, индивидуальные собеседования, мониторинг проведения образовательной деятельности, ведения документации, освоения детьми программы, происходит оценка уровня профессиональной компетентности молодого педагога.
В целом можно считать, что профессиональное становление молодых специалистов, работающих в нашем учреждении,проходит успешно, так как видны положительные результаты:
- у педагогов получается сочетать научный поиск и практику,
- при организации образовательного процесса стараются осуществлять творческий подход,
- их профессиональное мастерство достаточно высоко оценивается коллегами и родителями воспитанников,
- сами педагоги удовлетворены своей профессиональной деятельностью, ощущают себя успешными людьми.
Наши молодые специалисты отмечают, что организация наставничества необходима и оказывает положительное влияние на укрепление мотивации и сохранение интереса к своей профессии.