Ирина Саюшева
Оздоровление детей через через музыкальные занятия по кружку вокалом
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знаем, что одним из направлений деятельности ДОУ является укрепление здоровья детей, поэтому свое планирование я осуществляю с учетом этих задач. Изучив состояние заболеваемости детей, я сделала вывод, что дети редко болеют простудными заболеваниями, но все чаще подвергаются вирусным инфекциям. Зная, что образовательный процесс в ДОУ охватывает все основные направления, я решила особое внимание в своей работе обратить на повышение иммунитета детей, разработав систему по этому направлению.
Система моей работы по этому направлению включает в себя следующие пункты:
1. Здоровье детям.
2. Здоровье родителям.
Публикация «Оздоровление детей через через музыкальные занятия по кружку вокалом» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
3. Здоровье педагогам.
Первый пункт включает в себя оздоровительные мероприятия на музыкальных занятиях по кружку и после их завершения:
- Лечебная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой:
Упражнение “Ладошки” (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
“Повороты головы”
И. П. : встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева и т. д.
Зрительная гимнастика
1. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.
2. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд и т. д.
Эти упражнения выполняются между песнями с разным темпом исполнения, после ритмических движений и музыкально-подвижных игр или после занятия; постоянный контроль за правильным дыханием детей во время пения, танцев, музыкально-ритмических упражнений, музыкально-подвижных игр; использование артикуляционной, пальчиковой, психогимнастики,
Точечный массажа лица (носогубный треугольник, нос);
Музыкальные мероприятия проводятся строго по времени, с определенной нагрузкой, с чередованием видов деятельности. Постоянно осуществляется контроль за правильной позой во время пения.
Два раза в год я провожу диагностику певческих навыков и один раз в год прослеживаю заболеваемость детей.
Второй пункт представлен в просветительской работе среди родителей, ведь основы здорового образа жизни закладываются, прежде всего дома, как личный пример родителей. Для просвещения родителей использовались разнообразные средства: социальные исследования (диагностика семьи, разработка тематических лекций, «Использование приё мов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы» и др.) бесед, изучение положительного семейного опыта, передача педагогических знаний, индивидуальная и групповая работа с родителями по разрешению конкретных проблем, по овладению педагогическими умениями.
Третий пункт - важное звено всей системы оздоровительной работы дошкольного учреждения. Основная его задача состоит в приобщении всех сотрудников к проблемам своего и чужого здоровья, формирование личной заинтересованности - как условие эффективности воспитательно-образовательного процесса. Поэтому я веду просветительскую работу среди сотрудников в виде семинаров, консультаций, бесед, круглых столов: «Как лечит музыка?», «Детский праздник или просто застолье», «Целебные звуки».
Педагоги помогают готовить праздники и принимают активное участие в них.
Я изучала дополнительную медицинскую литературу о вокальном пении и могу привести примеры - высказывания медиков о его пользе:
- Врач-фониатр Е. И. Алмазов: «Пение…доставляет поющему удовольствие, …упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье»
- Профессор В. И. Петров, фониатр: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными инервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно-сосудистую систему, пищеварительные и другие органы»
Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения. (и другие)
Изучив литературу, благодаря знаниям о вокале (получила во время учебы, я сделала вывод, что в процессе пения участвуют различные группы мышц, которые на занятиях вокалом развиваются. Тренируются голосовые связки, голос приобретает звучность и тембральную окраску, расширяется диапазон. Улучшается координация движений задействованных мышц, голос становится технически более управляемым и подвижным. Уменьшается утомляемость голосового аппарата. Тренируется дыхание, появляется возможность петь (или произносить) на одном дыхании более длинные фразы. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы. Физическая работа, совершаемая организмом при пении, способствует укреплению здоровья.
Это способствовало организации кружка вокального пения.
На родительских собраниях я рассказываю о лечебном воздействии пения, обращаю внимание родителей на часто болеющих детей и предлагаю родителям записать своего ребенка в кружок. Таким образом, получается группа из 20 человек. Занятия кружка проходят индивидуально два раза в неделю во вторую половину дня в музыкально-игровой форме. Дети посещающие кружок стали намного меньше болеть лор- заболеваниями. Это повысило мой стимул и желание на этом не останавливаться, а продолжать искать в своей работе, виды музыкальной деятельности помогающей ребенку в его развитии. Все вышесказанные мероприятия и направления представляют собой здоровьесберегающую педагогическую технологию, реализация которой помогает снизить заболеваемость детей, способствует формированию здорового образа жизни и не вызывает сложных трудностей при практическом внедрении в повседневную практику.
Работа вокального кружка
Занятия проходят с детьми от 3 до 7 лет. Порой приходят дети, которые и слова правильно не могут говорить. Большое внимание уделяю развитию речи у детей : проговариваем скороговорки, чистоговорки, проговариваем и пропеваем звуки в разных тональностях.
Часто дети приносят на занятие детские книги стихов-четверостиший. Понравившиеся стихи также ложатся на незатейливую мелодию, которую мы с удовольствием поём в разном характере, с разной динамикой и темпом.
Особое внимание уделяю дыханию: “надуваем шарик”, “нюхаем цветочки”, “сдуваем пыль”, “дуем на платочек”, “греем руки дыханием”, “дуем, как холодный ветер”. Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются.
Поем попевки «Музыкального букваря» и приобретенные, приближенные для детей дошкольного возраста. По этим пособиям дети легко осваивают разные интервалы, поют протяжно, отрывисто, с разной динамикой, темпом. Из года в год песенный репертуар подбираю очень тщательно: чтобы песни нравились детям, чтобы в них можно было показать разный темп, динамику, характер. На видеокамеру записываем выступления, прослушиваем, отмечаем, что не получилось, над чем нужно еще поработать. После каждого выступления на развлечениях дети поощряются призами. Очень приятно, что многие наши воспитанники, теперь уже школьники, продолжают своё музыкальное образование.