Юлия Гусарова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие через знания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
с тяжелым нарушением речи
«Путешествие через знания»
Составила и провела воспитатель: Гусарова Ю. И.
Задачи:
1. Образовательные:
- Способствовать формированию грамматической стороны речи, обогащению словаря тематическими группами слов (игра «Чей, чья, чьё?»).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие через знания“» размещена в разделах
- Формировать элементы разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать (упражнения «Объясни выражение…», «Секреты старой карты»).
2. Развивающие:
- Развивать фонематический слух, посредством звукобуквенного анализа слов («Дорожки-следочки», «Пройди сквозь пещеру», «Загадки Флинта»).
- Развивать умение рассказывать сказку, способность целостного повествования истории, умение слушать друг друга (рассказывание сказки «Репка»).
3. Воспитывающие:
- Воспитывать культуру устной речи.
- Воспитывать умение действовать в команде.
4. Коррекционные:
- Развивать произвольность внимания.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
- Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Физическая культура».
Оборудование: Интерактивная доска – игра «Загадки Флинта», экран – картинка с изображением вождя дикарей, проектор, «Песочница» (100Х100, корабль с парусом (из крупного строителя, якорь, доска-трап, вентилятор, изображение джунглей с дикими животными, пещера, следы с буквами, части карты, аудио записи звука моря, крика диких животных, песни «Чему учат в школе».
Ход:
В. Ребята, ко мне домой пришло очень странное письмо. (Читает)
«Я – Джек Воробей, пират лихой,
От беды храним судьбой.
Ведь я плыву под знаменем свободы
Мой дом родной – морские воды!
Часто я оказывался в трудных ситуациях, но мне всегда помогали знания, смекалка и находчивость!
Вам скоро в школу и я решил проверить, обладаете ли вы такими качествами. Отправляйтесь в путешествие, где вас ждут необыкновенные приключения. В помощь высылаю первую часть карты, остальные части нужно заслужить. Удачи, друзья!»
- Что помогало Джеку Воробью в трудных ситуациях?
Д. - знания, смекалка и находчивость.
В. –А вы обладаете такими качествами? (Да). Тогда открываем первую часть карты. «На корабль не сядете, пока не добавите нужные буквы в его название.»
Д. Дети добавляют буквы «М» и «И» в слово «ЖЕМЧУЖИНА»
В. - Поднимайтесь на корабль по трапу и занимайте свои места. Что нужно сделать, чтобы корабль двинулся с места?
Д. – Нужно поднять трап и якорь. Надуть паруса.
В. -Правильно. Захар подними трап, а Женя подними якорь. А теперь все вместе надуем наш парус, произнесем дружно звук «Ш». Приготовились, все вместе «Ш-Ш-Ш». (Включает вентилятор – парус надувается). Смотрите, а вот и вторая часть карты. Что на ней?
Д. – Остров «Знание». (Значит куда мы должны отправиться на корабле) К острову «Знание».
В. – Чтобы быстрее дойти на корабле до острова, я предлагаю вспомнить наше веселое стихотворение про море.
Д. – На корабле своём (крутят штурвал)
Дружно по морю плывём.
Здесь волна и там волна, (смотрят в бинокль)
Не нужна нам тишина. (топают ногой)
Много умных здесь ребят, (повороты вправо-влево)
Всем помочь они хотят. (хлопают в ладоши)
В. – Смотрите, ребята… По левую руку показалась земля! Что это?
Д. – Это остров «Знание».
В. –Что нужно сделать, чтобы причалить к берегу?
Д. – Бросить якорь и спустить трап.
В. – Егор сбрось якорь, а Никита спусти трап и все сходим на берег. А вот и следующая часть карты. «Угадайте, кто спрятался в джунглях.» (Игра «Чей, чья, чьё).
Д. - Слоновьи уши (Это слон). Как кричит слон? (Трубит хоботом).
- Жирафья шея (Это жираф)
- Обезьянья лапа (Это обезьяна)
- Львиная грива (Это лев). Как кричит лев? (Рычит грозно).
- Крокодилья пасть (Это крокодил)
- Змеиная голова (Это змея). Как кричит змея? (Шипит пугающе).
В. - А какие это все животные? (Животные жарких стран, дикие). Молодцы! За правильные ответы Джек Воробей посылает нам следующую подсказку: «Вот дороги три к пещере. На три команды поделитесь поскорее (встают по два человека, по следочкам своим шагайте, слово своё прочитайте».
- Какое слово получилось у команды красных? (Капитан).
- У команды зелёных? (Пират)
- У команды жёлтых? (Моряк)
В. «В пещеру тот пройдёт кто звуки в слове назовёт».
Д. – К-О-Т, Д-О-М, С-О-К.
Интерактивная игра «Загадки Флинта» (дети читаю слова).
В. –Давайте немного отдохнем и присядем на это бревно.
Ребята, а как вы понимаете выражение «Ручьи бегут»? (Если это весна, то снег тает – превращается в воду. И эта вода собирается в ручьи, которые быстро текут в овраги, в озёра, в реки.)
- «Море волнуется». (Это когда на море плохая погода – шторм, волны становятся высокими и с огромной силой бьются о берег.)
(На экране появляется вождь дикарей). «Вы кто такие? (Мы – ребята из детского сада «Улыбка»). В какой стране находится это чудо? (В России). Туземцы рассказывали про необыкновенные русские сказки, которые я не слыхал. Так вот, сказку расскажите - отдам вам следующую часть карты. А если нет, то берегитесь – пощады не будет!»
Что делать будем?
Д. – Расскажем сказку «Репка».
В. – Смотрите, «Секреты старой карты».
- Зарыт, на, клад, острове. (Зарыт клад на острове)
- Стрелка, туда, куда, идти, показывает. (Куда идти, туда показывает стрелка)
- Вы, старой, увидите, под, стрелку, пальмой. (Стрелку увидите под старой пальмой).
Дети в большой «Песочнице» ищут клад – короб с ручками и блокнотами, письмом Джека «Вы находчивые ребята, если нашли этот клад! Совсем скоро вы отправитесь в самое главное «плавание» - путешествие в огромный мир знаний. Это – школа! До новых встреч, друзья! Желаю вам удачи!»
Ребята, он оставил волшебную метку, вы закроете глаза, я ее подброшу вверх и мы очутимся в своей группе.
- Вам понравилось путешествие?
- Что понравилось?
- Было ли вам сложно проходить испытания?
- Мне тоже понравилось, как вы с ними справлялись. Спасибо!
- Расскажите обо всем другим ребятам? (Да).
Дети уходят под песню «Учат в школе».