виктория чеснокова
Сообщение из опыта работы «Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей»
Сообщение из опыта работы
Воспитатель : Чеснокова В. А.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая помощь ребенку и его семье в вопросе гендерного воспитания представляется наиболее актуальной Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка.
Осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности. Пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности (в разные исторические времена у разных народов эти эталоны различны). Поэтому процесс воспитания ребенка правильнее рассматривать, как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании актуальна как никогда. В связи с модернизацией современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями, идет работа над темой «Разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи». Как формировать первичные гендерные представления (понятия) у ребенка? Как у ребенка устанавливать взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств.
Эти вопросы мы обсуждаем совместно с родителями на родительских собраниях, консультациях, через активные диалоги, состязание, где каждый может доказать, отстоять свою точку зрения.
Основные цели моей работы :
- Способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
- Создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ.
- Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
- Своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей, полоролевая социализация дошкольников.
Для обеспечения психического и психологического здоровья детей поставила задачи :
- обратить особое внимание на создание в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах;
- разработка, апробация и внедрение своего опыта работы в ДОУ по обеспечению такого развития;
- использование инновационных программ и технологий;
- создание условий для становления полоролевой идентичности ребенка в семье;
- повышение компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;
Работа с семьей включает следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
- проведение опросов, анкетирование, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Основные направления организации работы с семьей
1. Диагностическая работа по изучению семей :
- Социальный портрет родителей;
- Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и
девочек в семье.
2. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,
групповой и индивидуальной работе с семьей.
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.
4. Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
6. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
7. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
8. Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
9. Тематические уголки по работе с семьей.
10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Работа с родителями ведется систематически, их активно приобщаю к педагогическому процессу; подготавливаю информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Всю работу строю на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализую планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:
- расширение знаний о развитии ребенка;
- возможность понимания своего ребенка;
-совместную деятельность родителей и ребенка.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Проводимая работа дала положительные результаты :
1. Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не обижают ли его, то теперь они интересуются проблемами гендерного воспитания, физического состояния и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения к культурным ценностям.
2. Изменилось отношение к педагогической литературе – периодические издания, рекомендованную литературу стали читать 40% родителей.
3. В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 60% родителей.
4. Получать информацию по воспитанию и развитию детей захотели 100% родителей в ходе индивидуальных бесед, на родительских собраниях, во время мероприятий с детьми.
5. Родители проявили заинтересованность в участии во всех конкурсах и желание получить совместно с ребенком призовое место.
У детей работа по гендерному воспитанию показала положительные изменения – дети осознанно стали относится к своему гендерному полу и стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе.
Заключение:
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.