Оксана Верещагина Трофименко
«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «„Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы“, Сообщение из опыта работы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Я считаю, что особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые игры, так как в них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Вторая младшая и средняя группы.
Во 2 младшей группе у нас было 25 детей, из них 14 мальчиков и 11 девочек. В процессе наблюдения за играми детей я отметила, что между детьми часто возникали ссоры из-за игрушек, дети не могли самостоятельно распределять роли, не берегли игрушки, атрибуты, не доводили игру до конца.
Анализ игровой деятельности позволил мне составить план углубленной работы с детьми. Я определила следующие задачи:
- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.
- развивать у детей умения : придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий ”лечить, готовить обед, накрывать на стол”.
- поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.
Свою работу я начала с того, что определила сюжетно-ролевые игры для наших детей. Выбрала следующие игры : “Парикмахерская”, “Больница”, “День рождения куклы”, “Дочки-матери”.
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в трё х направлениях:
1. Работа с родителями
2. Создание необходимой игровой среды
3. Непосредственное руководство играми детей.
Работа с родителями :
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков “Магазин”, “Больница”, “Парикмахерская”. В разговоре с родителями посоветовала, чтобы при покупке игрушек, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки. Также советовала при посещении магазина, парикмахерской, детской поликлиники обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда. Была оформлена консультация для родителей “Играйте вместе с детьми”. Родители детей нашей группы правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
Оборудовала игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и вечером. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей : “кормлю куклу”, “укладываю спать, пою колыбельную”. Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.
Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросал куклу на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того чтобы игра развивалась, необходимо было дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры “Оденем куклу на прогулку”, “Постираем кукле платье”, “Купание куклы” и т. д.
Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т. д.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале 2 младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, прачки, врача, организовывала целевые прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия, например, врача, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что, например, повар приготовил вкусный завтрак. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а “варили” суп. Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях я рассматривала с детьми картины «В больнице», и другие. Также сюжеты игр развивались как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Содержание каждой из них давало конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. Была проведена дидактическая игра ”В магазине”, в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом. У ребят появились новые знания, опыт, которые они успешно применяли. Такие игры, как “Уложи куклу спать”, “День рождения куклы Тани”, “К нам гости пришли”, способствовали также развитию речи.
При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли с другими детьми: Кристина С. и Дима П. Пришлось много поработать, прежде чем они стали общительными, весёлыми.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разобщённо. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу 2 младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам.
Сейчас в нашей группе расцвет ролевой игры. Дети могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми. В играх детей появились лидеры, которые “двигают” сюжет, у мальчиков - это Олег В. И Марк Ш., а у девочек – это Лиза С. Остальные соглашаются с лидерами и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.
Задачи по игре усложнились. Я взяла следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать игры с положительным содержанием.
С особой тщательностью я отнеслась к подготовке игры в ”Больницу”. Была проведена предварительная работа :
1. Беседы о профессиях врача и медсестры, их труде с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
2. Чтение художественной литературы: Маяковский “Кем быть?”, Михалков “А что у вас”, К. И. Чуковский “Айболит”.
Знакомя детей с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассматривали иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверей (ставит градусник, дает лекарства). Дальше побеседовала с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем посетили врача в детском саду, посмотрели весы, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т. д., понаблюдали за работой врача. Объяснила, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел.
Потом перешла к игре. Сказала детям: «Я буду врачом. Приходите ко мне лечить своих кукол-дочек». Заранее в определенном месте приготовила уголок для больницы. Роль врача для первого раза взяла на себя, чтобы формировать деятельность детей, которые учились играть, разговаривая между собой.
Врач. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.
Поля. Здравствуйте, дочка моя заболела.
Врач. Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Теперь повернись спиной. Дыши.
Дети внимательно наблюдали за действиями врача, слушали, как он разговаривает с больными.
Врач. Ваша дочка простудилась, я выпишу ей лекарства. Она скоро поправится. До свидания.
Поля. До свидания.
Все дети приходили на прием со своими любимыми игрушками и зверятами, даже те, которые раньше не принимали участия, Настя Д., Аня К., Тимур К.
В дальнейшем в игру вводила новые атрибуты: банки, шприцы. Заинтересовавшись, дети активнее включались в игру. А когда они больше узнали о профессии врача, провела игру в больницу, роль врача поручила более активным детям: Марку Ш. и Лизе С. Чтобы поддерживать интерес к игре, сейчас усложняю её содержание, ввожу роль - медсестры.
Можно организовать сразу две игры : в дочки-матери и в больницу, в детский сад и в больницу.
Особую тревогу вызывала группа детей : Андрей Г., Руслан Д., Гена Б. Они были неорганизованны, драчливы, все оборачивали только для себя. В беседе с родителями выяснилось, что они растут в семьях, где все им позволено, разрешено. Советовала родителям этих детей пересмотреть свое отношение к детям, по возможности повысить к ним требования, давать определенные посильные задачи (убирать уголок).
Мы заметили, что наши дети изменились в характере поведения. Дети стали более организованными, стали считаться с интересами своих товарищей, помогать друг другу. Дети приносят в группу игрушки : Аня К., Кристина С., Егор Е. и другие стали делиться ими. Ребята постепенно усваивали правильные выражения. Во время игры нужно всегда приходить детям на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределять роли. В результате игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появились такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.