Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Роль загадки в формировании речи дошкольника»

Елена Семенова
Сообщение из опыта работы «Роль загадки в формировании речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы на тему :

«Роль загадки в формировании речи дошкольника»

Проводила

воспитатель

Высшей квалификационной

категории

Семенова Е. С

г. Энгельс, 2016 г.

Роль загадки в формировании речи дошкольника.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Роль загадки в формировании речи дошкольника“» размещена в разделах

Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т. д.

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою.

Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа используется употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету

В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.)

Принципы отбора загадок для дошкольников

Предлагая ребенку народные загадки, начните с самых простых. У ребятишек-дошкольников уже достаточно жизненного опыта, чтобы с небольшой вашей помощью их отгадать.

Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)

Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево)

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук) Очень любимы детьми и загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" – загадки попроще. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака

После того, как ребенок будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что потруднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда?

Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора. Загадки на смекалку. В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Эти задачки одинаково трудны и для маленьких, и для больших. Примерно так и отгадывается известная загадка К. Чуковского о Кондрате, который шел в Ленинград и встретил ребят. От чего плавает утка (от берега).

За чем язык во рту (за зубами).

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит ребенка говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.

Я познакомилась с «Технологией обучения детей составлению загадок», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем на основе методов и приёмов ТРИЗ. Эта технология включает в себя: технологические цепочки, позволяющие гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений и загадок.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Начинать работу можно с детьми 3-х лет – это предварительный этап, на котором происходит обучение детей составлению сравнений объектов по заданным признакам с использованием картинок, карточек – схем и реальных предметов из ближайшего окружения.

После освоения детьми модели составления сравнения, уже в среднем возрасте, Можно переходить к отработке умения составлять разнообразные загадки на примерах моделей, разработанных А. А. Нестеренко. Таких моделей – три.

Предлагаю вам составить загадку по модели 1 «Какой – что бывает таким же».

Вывешивается таблица – модели 1.

1. Давайте определим, о чём будем составлять загадку (показываю картинку) – самовар.

2. Подбираем образные характеристики самовара по цвету, действию, форме.

- Какой самовар по цвету - блестящий;

по действию – шипящий;

по форме – круглый.

Данные характеристики записываются схематически в левой части таблицы рисунком или буквой – при этом происходит развитие воображения, тренировка памяти.

3. Подбираем сравнения по перечисленным значениям признаков и вносим их в правую часть таблицы:

- Что ещё бывает таким же блестящим по цвету как самовар? – монета.

А по действию шипящим? – вулкан.

А по форме круглым, что ещё бывает? – арбуз.

4. А теперь давайте прочитаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбца связки «Как» и «Но не» : «Блестящий, как монета; шипящий как вулкан; круглый, но не арбуз».

Многократно «читают» загадку коллективно или индивидуально.

После освоения данной модели на активном уровне можно знакомить детей с особенностями сравнений и составлять загадки на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий как начищенная монета).

И загадка читается уже так : «Блестящий, как начищенная монета, шипящий как проснувшийся вулкан, круглый, но не спелый арбуз».

На следующем этапе (старшая группа) происходит знакомство с моделью 2 «Что делает – что (кто) делает так же».

Методика работы с данной моделью аналогична работе с моделью 1.

Например: Ёжик.

- Что делает ёжик? (Пыхтит, собирает, семенит).

- Пыхтит как кто или что? (пыхти как новенький паровозик – сравнение на «завышение»; как старый чайник – сравнение на «занижение»).

- Собирает как кто или что? (хорошая хозяйка - сравнение на «завышение»; как жадина - сравнение на «занижение»).

- Семенит как кто? (семенит как ребёнок, который учится ходить - сравнение на «завышение»; как старый дедушка - сравнение на «занижение»).

- Составление загадки в целом с использованием связки «Как» и «Но не» и её чтение:

- с приёмом «завышения» : «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребёнок, который учится ходить».

- с приёмом «занижения» : «Пыхтит как старый чайник; собирает как жадина; семенит, но не старый дедушка».

Особенностью при освоении модели 3 «На что похоже – чем отличается» является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

но

но

как но

- На что похож гриб? (на мужичка, дом, зонтик).

- А чем отличается от мужичка? дома? зонтика? (у гриба нет бороды; у гриба нет окон; у зонтика тонкая ручка, а у гриба толстая ножка).

- Составление загадки с использованием связки «Похож, но» и «Как, но».

- Чтение текста загадки : «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но с толстой ножкой».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы) «Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

Консультация для воспитателей «Роль загадки в развитии дошкольника» Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты,.

Консультация «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника». Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального.

Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника» В течение 2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника». Загадки помогают оживить.

План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника» Материалы по теме самообразования: «Роль загадки в развитии дошкольника» Воспитатель Матюнина Елена Владимировна 2017-2018г.

Развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работыРазвитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работы Актуальность. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни.

Роль театра в формировании всесторонне развитой творческой личности дошкольника Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому мы, как и многие.

Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника» В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание.

Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Слайд 1 Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших.

Сообщение из опыта работы «Красота речи — чистота речи» бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 351 комбинированного вида» Сообщение из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Роль загадки в формировании речи дошкольника»
Опубликовано: 13 июня 2018 в 19:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Роль загадки в формировании речи дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД