Ирина Поливанова
Проектный метод в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть смеется солнце,
Пусть льется детский смех.
В нашем городе дороги
Станут безопасней всех!
Выступление на семинаре.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы, направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуаций на дороге, в транспорте.
Публикация «Проектный метод в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Всем нам хочется видеть детей счастливыми и здоровыми. Поэтому безопасность их жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Дети дошкольного возраста представляют особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, особенностью психофизического развития дети иначе воспринимают действительность. Они хуже ориентируются в пространстве, недооценивают возможную угрозу, они импульсивны и непредсказуемы.
Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно – транспортных происшествий: выбегая на проезжую часть, выезжают на велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебегать её.
Подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще и вне зависимости от сезона. Поэтому этот вопрос стал актуальным и острым.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Ребёнок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками, конечно же, выступают родители и воспитатели.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, мы в своей группе поставили задачи:
— повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста;
— обучение детей умению различать проезжую часть улицы и тротуар;
— развитие у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортных ситуациях.
Учитывая, что основной формой обучения детей дошкольного возраста является игра, изучение правил поведения на дорогах построено в форме дидактических, познавательных игр и целенаправленного неоднократного повторения основных элементов поведения на дорогах и различных ситуационных заданиях.
Конечно же, одной из главных форм обучения детей правилам дорожного движения является непосредственно организованная деятельность. Мы брали, например, такие темы : «Я – пешеход», «Для чего нужны дорожные знаки», «Берегись автомобиля», «Правила дорожного движения» и другие. Большое внимание уделяется ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего с предупреждающими (они изображены в красном треугольнике) и запрещающими (изображены в круге красного цвета).
Так же в группе подобраны дидактические настольно- печатные игры: «Знаки на дороге», «Говорящие знаки», «Мы едем по улице», «Узнай знак», «Пластишка». Играя, дети учатся ориентироваться на проезжей части, читать дорожные знаки, правильно переходить проезжую часть и многое другое.
Проводим беседы с детьми: «Кто придумал светофор?», «О чем говорят дорожные знаки», «Знай и выполняй правила уличного движения» и т. д.
Много читаем художественной литературы на данную тему, дети очень любят отгадывать загадки, поэтому оформили картотеку, в которой есть загадки и стихи.
Немаловажную роль имеют праздники и развлечения по данной теме с участием педагогов, родителей: «Улица полна неожиданностей», «В королевстве дорожных знаков» и др.
В уголке для родителей расположена информация по пропаганде безопасности дорожного движения : памятки, буклеты.
В работе с родителями проводим родительские собрания, на которых уделяем особое внимание данной теме. Так же проводим круглые столы, викторины с участием детей и родителей «Безопасность детей на улице», «Дорожная Азбука», «Папа,мама и я -» и
др. Проводим ежегодно выставки рисунков и поделок по правилам дорожного движения.
Таким образом, мы стараемся создать все условия для изучения детьми правил дорожного движения посредством интеграции разнообразных видов деятельности, оснащении предметно-развивающей среды соответствующим оборудованием и пособиями, способствующим приобретению дошкольниками полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.
И в конце хочется сказать, что проводя систематически работу по данной теме, наши дети знают эти правила и показывают хорошие результаты.