Приложение МААМ

Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет» (6 фото)

Елена Гусева
Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет через проектную деятельность»

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. И мы в этом учебном году решили расширить и укрепить знания детей по образовательной области «Познавательное развитие» - формированию элементарных экологических представлений.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети соприкасаются с природой и самостоятельно. Их привлекает всё и все: зеленые луга и леса, яркость цветов, ягоды, бабочки, жуки, снежинки, на стекле - морозный иней, снег по колено.

Пребывание среди природы само по себе оказывает положительное воздействие на детей. Однако всё ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общении с природой? Ведь может случиться, что он оторвет крылья у бабочки или стрекозы, нарвет охапку ландышей, и тут же бросит их под ноги.

Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не только любить природу, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с той целью, чтобы у детей сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.

Родители не всегда располагают определенными знаниями в этой области, не имеют обширной познавательной информации о тех явлениях, природы, встреча с которыми наиболее вероятна, и не всегда могут ответить на многие детские «почему», пробудить интерес к окружающему миру. А также у родителей чаще всего нет времени заниматься обучением ребенка.

Поэтому роль воспитателя в ознакомлении детей с природой и в обучении правильному поведению в природе очень важна. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой

В связи с этим передо мной, как перед воспитателем стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Первый этап – мотивационный - «Проблемная ситуация»

Во второй половине дня, после сна, мы всегда о чём – либо говорим, проводим беседы с детьми. Вот как то мы с детьми заговорили о любимом времени года, кому–то из нас нравится зима, кому–то лето. Все мы разные и каждому нравятся разные времена года. Каждое время года хорошо по–своему. Я предложила детям послушать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания», который рассказывает о прелестях всех времен года.

После прочитанного рассказа мы решили исследовать все времена года. Ведь оказалось, что все они любимые. И, наверное, у каждого времени свои достоинства.

В результате возникла тема нашего исследовательского проекта «Моё любимое время года».

Цель исследования: формировать у детей среднего дошкольного возраста целостные представления о временах года.

Задачи исследования:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

2. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

3. Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, умение видеть прекрасное в разное время года.

Ознакомление детей с природой осуществляю в разнообразных формах: в ООД и в режимные моменты, в совместной деятельности (в труде, наблюдениях, в опытно-экспериментальной деятельности, в дидактических играх и играх на участке и в уголке природы). Наблюдения являются важным средством ознакомления детей с окружающим миром. Они проводятся мною ежедневно. Организовываю совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений — поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Во время прогулки знакомлю детей с названиями растений, наблюдаем за птицами, насекомыми, рассказываю, где они живут, чем питаются.

Регулярно планирую и провожу тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира. Активно использую развивающие, познавательные игры в соответствии с комплексно-тематическим планированием, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.

По необходимости обновляю развивающую предметно - пространственную среду (для активной самостоятельной деятельности детей, которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников.

Мы решили выучить гимн о нашей природе.

Стихотворение В. Орлова «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок — терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно,

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомство с осенней природой мы начали с первых дней учебного года. Мы с детьми беседуем про осень и её приметы, рассматриваем иллюстрации с осенней погодой, знакомимся с осенью в картинах русских художников, таких как: Левитан И. И. «В лесу осенью», Шишкин И. И. «Осень», Поленов В. Д. «Золотая осень», Левитан И. И. «Золотая осень», И. Шишкин, «Осенний лес» и др. ; читаем стихи, рассказы и разгадываем загадки про осень, рисуем, лепим, конструируем. Играем в дидактические игры: «Что в корзину мы кладём?», «Вершки - корешки» и др. Значимое место отводится детским наблюдениям за природой и природными явлениями на прогулках.

Таким образом, в процессе повседневной деятельности у детей идёт накопление знаний о сезонных изменениях в природе, углубляются и систематизируются знания о последовательности изменений в природе, их причинах.

Систематические наблюдения сезонных изменений природы развивают также и умственную деятельность детей: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений. Наблюдения за животными обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе.

Особо хочется остановиться на работе с календарем погоды: это средство становления начал экологического сознания. Это способ освоения действительности, это одно из условий экологического развития у детей. Именно по нему можно судить о системности работы с детьми по решению экологических задач.

В группе мы оформили календарь погоды. Мы используем набор цветных карточек с изображением явлений живой и неживой природы; картинки различного состояния дерева (березы) и куста, растущего на участке (осень - береза в безветренную погоду, в ветреную погоду наклонилось от ветра, листопад, береза без листьев; зима - зимняя береза; весна – весенняя береза, распустились листочки, лето – летняя береза, птичка сидит на веточке и т. д. На ежедневных прогулках я обращаю внимание детей на состояние погоды: тепло - холодно, светит солнце - идет дождь, снег, безветренно - дует ветер, ясное небо - тучи.

Ежедневно после прогулки дети с моей помощью находят картинки, изображающие состояние погоды, которое они наблюдали, уточняют приметы времен года, поведение птиц, насекомых, изменение в одежде человека, делают зарисовки. Вспоминают, с помощью чего мы наблюдали за тем или иным явлением (ленточки, султанчики, ветрячки, загадки, стихи)

Проводя такие наблюдения, я заметила, что дети сами стали замечать изменения в погоде. Недавно был туман, а условного изображения с туманом у нас не оказалось. Дети предложили дополнить картотеку картинок. В перспективе планирую сшить куклу с одеждой для разной погоды по временам года.

Одной из форм экологического воспитании является поисково-познавательная деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Это я и учитываю в своей работе, когда планирую экспериментирование при ознакомлении детей с миром окружающей их живой и неживой природы, человеком и его рукотворным миром. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы.

Очень нравится детям что-то новое узнавать во время проведения опытов и экспериментов с водой и песком, с живыми растениями и явлениями природы. Я создала картотеку опытов на прогулке на весь учебный год. Все наблюдения, эксперименты и опыты обязательно довожу до логического конца. Дети ясно видят их результаты. Вместе с детьми делаем выводы о том, что получилось, а что нет. С помощью увлекательных исследований, например «Тяжелый – легкий» - устанавливали зависимость тяжести песка от погодных условий, сравнили свойства сухого и влажного песка, выяснили, что от влаги песок становится тяжелее сухого.

Растения, деревья - благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступны взору, их можно потрогать, понюхать и даже спрятаться за ними.

Далее мы планируем продолжить работу по нашему проекту «Моё любимое время года». На прогулках будем обращать внимание на сезонные изменения в природе, в жизни людей и животных, на изменение продолжительности дня в зависимости от сезона, на развитие растений, и как появляются узоры на стекле, и как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы и т. д.

В играх и на занятиях по знакомству детей со временами года буду продолжать воспитывать у детей интерес к явлениям природы, желание беречь и охранять ее, развивать наблюдательность, умение анализировать, выделять существенные признаки того или иного явления. Необходимо отметить, что эффективность проводимых мероприятий по знакомству детей со временами года будет гораздо выше, если мы будем опираться на жизненный опыт детей. В этом нам помогут родители: экскурсии в парк, к реке, на луг, в лес.

В свободное время в группе будем рассматривать иллюстрации, репродукции, читать сказки, стихи и рассказы, отгадывать загадки и кроссворды о временах года.

Свою деятельность планирую последовательно, соблюдая обще- дидактический принцип – от простого к сложному. Шаг за шагом учу детей наблюдать, сравнивать, думать. Всю работу провожу преимущественно в игровой форме, что должно соответствовать психофизическим особенностям детей. В процессе работы осуществляю индивидуальный подход, т. к. у детей разный уровень познавательных возможностей. Также стараюсь организовывать работу, опираясь на развивающую среду группы, проводить консультации для родителей, рекомендую, как грамотно познакомить детей с временными характеристиками и обеспечить их устойчивое усвоение. Обогащаю развивающую предметно-пространственную среду группы новыми дидактическими играми.

В будущем, детям потребуется решать более сложные задачи, связанные с оперированием временными категориями. Моя цель, цель воспитателя – организовать этот процесс для ребенка так, чтоб он был доступным, интересным, насыщенным игрой и радостью открытий.

В октябре у нас прошел краткосрочный проект для детей средней группы «Дары осени: овощи и фрукты». (Срок реализации: 01.10.2019г. – 15.10.2019 г (2 недели).

Цель данного проекта: расширить представления детей об овощах, фруктах, их полезных свойствах; обогащать и развивать активный словарь детей.

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты, а сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, в садах. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Именно поэтому мы с детьми и взялись реализовать данный проект, благодаря которому дети средней группы закрепили названия овощей и фруктов, узнали, где они растут, и какое блюдо можно приготовить из овощей, фруктов.

Для реализации проекта подготовила наглядный материал (иллюстрации, картинки, муляжи овощей и фруктов); дидактические и настольные игры; отобрала книги, сказки; подготовила презентации.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывала загадки. Проводила беседы, рисовали и лепили фрукты и овощи для сюжетных игр. Просматривали мультфильмы: Э. Хогарт «Мафин и его знакомый кабачок» и развивающие мультфильмы-песенки.

Активное участие дети принимали в подвижных играх: «Огуречик –огуречик», «Мышки в огороде», «Чучело», «Сбор овощей», «Сумей пронести» (эстафета, «У медведя во бору». Разучивали физкультминутки и пальчиковые игры.

Осуществлялось взаимодействие с музыкальным руководителем – дети выучили шотландскую песенку «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой, песенку «Огородная-хороводная» Б. Можжевелова, песню-хоровод «Урожай собирай».

В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей и детей рассматривали альбомы «Вершки-корешки», «Овощи и фрукты»; играли в настольные, дидактические, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.

Результаты проекта. Таким образом, в ходе проектной деятельности у детей расширились знания о дарах осени (овощах, фруктах, об их внешнем виде, цвете, размере, названии.

Дети научились классифицировать овощи и фрукты, у детей расширились представления о последовательности роста овощей и фруктов, о способах сохранения урожая на зиму.

Дети получили знания о пользе овощей и фруктов в питании людей, о пользе витаминов для здоровья.

Пополнился словарный запас детей.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, участию в жизни группы.

Итог проекта – совместная работа детей и родителей, выставка поделок из овощей и фруктов «По следам осени…»

Также в ноябре у нас прошел краткосрочный, познавательный практико-ориентированный проект «Мои друзья – комнатные растения». (Срок реализации: ноябрь с 1.11 – 22.11.2019 г (3 недели).

Цель данного проекта: развитие познавательных способностей детей средней группы при ознакомлении с комнатными растениями, формирование представлений об их видовом разнообразии, способах ухода за ними.

Осенью пересадили комнатные растения в соответствии с возрастом детей, детей знакомим с комнатными растениями, их названиями, выясняем, какие условия необходимы для их роста и развития. Дети получают первые навыки по уходу за комнатными растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова, при этом дети быстрее запоминают названия цветов. Обязательно хвалю детей за выполненные ими действия по уходу, сообщаю родителям, как хорошо дети помогают взрослым.

Не забыла и про циклические наблюдения, опытно-экспериментальную деятельность и дидактические игры. Изготовила картотеки «Комнатные растения нашей группы», дидактические игры по теме «Комнатные растения», опыты и наблюдения за цветами, паспорта комнатных растений нашей группы.

Провела анкетирование среди родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?», где они приняли активное участие. Многие родители после анкетирования заинтересовались экологическим воспитанием в семье, отметив важность данной темы. Особенно затруднительными оказались вопросы «Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе? Есть ли дома книги о природе? Какие?». Некоторые родители задумывались, отвечая на данные вопросы.

Для родителей была проведена консультация «Нужны ли дома комнатные растения?», разработан буклет «Аптечка на подоконнике». Домашним заданием для родителей стало – выяснить у детей, какой цветок им нравится больше всего и сделать фото с любимым комнатным растением. У нас получился замечательный фотоальбома «Любимый цветок нашего дома».

Результаты проекта:

У детей появился ярко выраженный интерес к живой природе. Большинство детей научились называть и различать комнатные растения.

Сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

Дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.

Расширился словарный запас детей по данной теме.

Обогатилась развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей.

Подготовлена информационная папка-передвижка «Растения в доме», консультация «Для чего нужны комнатные растения?».

Итак, наша задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим формировать у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьями воспитанников, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы - родительские собрания, консультации, беседы, так нетрадиционные - проектная деятельность.

Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет»
Фото «Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет»
Сообщение из опыта работы - фото
Фото №1 Формирование элементарных Фото №2 Экология экологическое воспитание природа экологических представлений у детей лет через проектную деятельность Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной Фото №3 Формирование экологического сознания важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время
Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Фотоотчет об осенних мероприятиях по формированию элементарных экологических представленийФотоотчет об осенних мероприятиях по формированию элементарных экологических представлений Осенний фотоотчет Людмила Пятигора Цель:Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 08:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гусева (УИ 126868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД