Белянина Кристина Алексеевна
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с поставленной задачей коллектива ДОУ на 2022-2023 учебный год
Формирование деологической речи у детей дошкольного возраста.
Определила следующие задачи:
1. Изучила литературу по данному направлению.
2. Подготовила РППС (книги, картотеки, иллюстрации.)
3. Работа с детьми.
4. Работа с родителями
5. Работа с педогогами
1 Литература
Алеушина В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности // Книжки, нотки и игрушки. – 2011,
Публикация «Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет.
Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005.
Гербова В. В. " Занятия по развитию речи
2. РППС
• Серии сюжетных картинок;
• Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
• Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т. д. ;
• Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
• Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;
• Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
• Картотека предметных картинок и речевого материала
• Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т. д. ;
• Карта-плакат центра своего города или микрорайона;
• Российский герб, флаг, герб своего города;
• Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;
• Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
• Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
• Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
• Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
• Набор знаков дорожного движения.
• Репродукции картин известных художников;
• Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н. А. Курочкина
Оформлены игры по сказкам «Три поросенка», В эту подборку входят иллюстрации по сказкам, театр на фланелеграфе
Для развития сюжетно-ролевых игр и расширения знаний детей об окружающем мире в групповом помещении была создана предметно-пространственная развивающая среда: оформлены игровые уголки для девочек и мальчиков («Семья», «Магазин игрушек», «Больница», «Парикмахерская», «Машина», подобраны игрушки,
В группе оформлен пальчиковый театр, собрана картотека пальчиковых игр.
3. Работа с детьми
Для лучшего восприятия использую иллюстрации, различные виды театра. Дети часто являются рассказчиками сказок, используя этот материал.
в своей работе, новый для меня вид театрализованной игры – моделирование. Дети с большим удовольствием рассказывают сказки, повторяют диалоги героев, используя модели. Со старшими детьми провожу занятия по развитию речи, используя схемы. Дети учатся самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
Большую роль так же отдаю готовым литературным формам диалога. Это потешки, песенки, стихи, короткие сказки. Сначала заучиваю их с детьми, а затем использую в инсценировках. ПРИМЕР;три поросенка,колобок.
Каждый день стараюсь проводить с детьми беседы. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. ПРИМЕР; «Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?».
В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, стараюсь проявить их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У детей вырабатывается привычка слушать собеседников, они учатся делиться друг с другом своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально нравственного воспитания.
Проводя беседы, сочетаю их с рассматриванием картинок, рассказом воспитателя, чтением литературы. Провожу беседы по сюжетным и предметным картинкам. Для полноценной работы были подобраны и оформлены в папки сюжетные картинки на разные темы. Примеры; «зима»
Проводя эти беседы, учу детей отвечать на вопросы воспитателя, развиваю диалогическую речь, зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.
Ребята нашей группы с большим удовольствием играют в пальчиковые игры. Эти игры не только приносят детям радость, создают эмоциональный настрой, развивают моторику рук, но и развивают речь, что очень важно для общения.
Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть ведут диалог.
Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя.
Каждый день в группе или на прогулке играю с детьми в словесные игры. Это такие игры как: «Зайкины игры и загадки», «Кто больше назовет». С ребятами старшего дошкольного возраста играем в такие игры, как: «Только на этот звук», «Мечталки – сочинялки», «Как тебя зовут?», и многие другие. Эти игры направлены на развитие диалогической речи детей, творческих способностей и фантазии, формируют дружеские взаимоотношения между детьми. Используя словесные игры, учу детей делать друг другу комплименты «Комплименты», и др.). Здесь очень важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, сверстников, воспитателя. Стараюсь в течение дня делать комплименты своим воспитанникам, привлекаю к этому и родителей.
Большую роль отвожу проведению разнообразных организованных игр. Это такие игры, как «Молчанка», «Передай настроение», и другие. Эти игры требуют образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, такие игры создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.
Провожу игры с мячом. Эти игры побуждают детей поддерживать речевое и игровое взаимодействие со взрослым; расширять словарный запас, развивать быстроту реакции. В старшей, подготовительной группе очень часто играем с детьми в игры с телефоном.
Большую роль в развитии диалогического общения играют игры парами («Кактус», «Три медведя», «Разложи полоски», и др.). Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. В этих играх дети учатся соблюдать очередность действий, высказываний. Играя парами, дети учатся рассуждать, проявлять доброжелательность в споре.
Использую подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Непослушные мышата» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
4. Работа с родителями
Провожу работу с родителями. Подготовлены консультации для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают», «Умеем ли мы делать комплименты».
«Поговори со мною, мама», «С пальчиками играем – речь развиваем», Подготовлены памятки: «Мудрые советы и наставления», «Три способа открыть ребенку свою любовь», папки – передвижки: «Адаптация детей к ДОУ», «Развитие мелкой моторики рук».
К оснащению игровым материалом уголков были привлечены родителей. С их помощью были пошиты постельные принадлежности, пошиты халаты, колпачки в больницу, связана и сшита одежда для кукол
5 Работа с педагогами.
Стараюсь активно участвовать в методической работе детского сада:
- провела консультацию для педагогов на тему Организация развивающей предметно-пространственной среды в Доу для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
- открытое занятие по формированию диологической речи «Сказка в гости к нам пришлка»
Планирую в дальнейшем своей работе уделить еще больше внимание играм и игровым упражнениям, направленным на ФОРМИРОВАНИЯ диалогической речи.