Гусева Марина Сергеевна
Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
Сообщение из опыта работы
«Использование современных педагогических технологий в
нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
Гусева М. С.
Бугуруслан - 2021
Публикация «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. Чувство Родины начинает формироваться с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок. Хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений воспитательной системы ДОУ. Поэтому, наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест-игра, проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
ФГОС ДО предусматривает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Одной из таких технологий является квест. Его главное преимущество в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников действия.
Детские игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Весь материал, используемый в проводимых квест-играх (Квест-игра «Город мастеров», квест-игра «В поисках силы богатырской», квест-игра «Посылка в будущее», носил познавательный, информационный и обучающий характер и помогал воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Ещё одна технология ознакомления детей с родным краем – организация в ДОУ мини-музеев (уголков). Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
На базе МАДОУ «Д/с №22» создаются мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.
Популярен уголок «Юный Бугурусланец» - направлен на знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами. Ребята составляют рассказы о городе, микрорайоне, создают серии собственных рисунков, сравнивают их с фотографиями, открытками. Также функционирует уголок «Наша родина — Россия» - нацелен на знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
ИКТ –технология – технология обмена информацией, коммуникации. Для наглядности занятий нравственно-патриотической направленности создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или Windows Live,WindowsMovieMaker, создаются самостоятельно педагогом.
В своей работе я использую видеофильмы, презентации, созданные самостоятельно. Так, познакомив детей с понятием «малая» Родина, после проведенного занятия по данной теме (беседа о Бугуруслане, его жителях, улицах, достопримечательностях, памятных местах, детям был показан видеофильм. Показ фотографий с видами города сопровождается песней «Малая Родина» в исполнении Я. Евдокимова. Дети узнают на фото свои любимые места в городе, свою улицу, детский сад и представление о «малой» Родине для детей перестает быть чем-то абстрактным. Просят повторить не просто фильм, а фильм-песню о «нашей малой Родине». При просмотре – подпевают.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
В рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами поздравляли ветеранов.
Для педагогов дошкольного образования, воспитывающих самых юных граждан нашей страны, главенствующим является сотрудничество с семьями воспитанников. Одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод.
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Нами были реализованы образовательные проекты:
- «Моя семья», «Профессии моих родителей». В рамках реализации проектов мы использовали :
• составление совместно с родителями «Генеалогического древа»;
• составление «Веселый гороскоп» детей группы;
• составление рассказов о своей семье;
• рисование с детьми «Моя семья» и т. д.
- «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.
В работе над данным проектом мы знакомили детей с историей, культурой, традициями нашей армии, приобщали к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект включал в себя:
• рисование рисунков «Мой папа самый-самый»;
• выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников Отечества;
• составление альбома «Защитники Отечества»;
• занятие «Богатыри земли Русской»;
• изготовление подарков для пап и дедушек.
А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение «Мой папа самый лучший».
- «Моя малая Родина» : «Мой город», «Улицы нашего города».
Проект включал в себя:
• изготовление открыток «День Победы»;
• составление стенгазеты «Бугуруслан – город в котором родился».
Заключительным этапом стало совместное с родителями мероприятие «Мы должны всё помнить и чтить…».
Таким образом, результаты работы показывают, что использование современных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.