Татьяна Кубло
Опыт работы с родителями по детскому экспериментированию
▼ Скачать + Заказать документы
Естественным способом знакомства ребенка с окружающим миром является исследовательская деятельность. Изучая свойства отдельных предметов и явлений, последовательно знакомясь с социальными явлениями доступными способами, ребенок формирует собственный устойчивый опыт, являющийся надежной базой для расширения навыков и знаний.
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Опытно-экспериментальная работа предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», помогает моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Публикация «Опыт работы с родителями по детскому экспериментированию» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Работая с детьми в данном направлении, я отметила, что большинство родителей не осознают важности совместного со своими детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире. В связи с этим и возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную деятельность.
Для того чтобы выяснить отношение родителей к экспериментально - исследовательской деятельности детей было проведено анкетирование с целью выявления уровня организации развивающей среды в семье.
Анализ полученных данных показал, что родителей интересует данная проблема, они положительно относятся к желанию детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка важное место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают оказание помощи, поддержки.
На основании проведенного анкетирования родителям была предложена консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», цель которой информировать родителей, как в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение этих знаний формирует у детей основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
С помощью презентации «Копилка элементарных экспериментов в домашних условиях» мы познакомили родителей с разными экспериментами, которые можно провести в домашних условиях. Также мы разработали памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» и т. д.
Родители воспитанников оказали помощь в подборе детских энциклопедий, книг познавательного характера, стихов, загадок, пополнился иллюстрационный материал по темам, оборудование для опытов и экспериментов. Нами были организованы индивидуальные консультации с родителями воспитанников : «Растим любознательных», «Как правильно экспериментальную деятельность дома», «Занимательные опыты и эксперименты».
Для родителей было проведено родительское собрание «Волшебный мир эксперимента», где мы познакомили родителей с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми: «Самонадувающийся шарик», «Опыты с бумагой», «Пенный замок», «Как достать скрепки не намочив рук», «Вырастим кристаллы соли» и др. Данное мероприятие было интересным и познавательным для родителей, каждый нашёл для себя что-то новое. Активная форма взаимодействия вызвала интерес и желание к дальнейшим общим исследованиям и экспериментам.
Оформили папку-передвижку «Мои открытия». Был проведен досуг для детей и родителей «Квест-игра по опытам», где ребята и родители могли принять участие в знакомых опытах и экспериментах.
Нами был организован мастер-класс для родителей «Рисование тестом», где мы уделили внимание на возможность проявить свою инициативу, возможность не придерживаться образца. Перед работой мы показали примерные работы, обратили внимание на особенность рисования жидким соленым тестом. В мастер-классе участвовали не только родители, но и дети. Хочется отметить, что при рисовании соленым тестом дети чувствовали себя уверенными в результате. И даже неловкое движение, неправильно нарисованная капля, не испортила работу. Родители, в этом случае, помогали обыграть и каплю «превратить» в деталь рисунка. По окончании мастер-класса дети и родители, рассматривая получившиеся работы, горячо обсуждали результаты и отмечали понравившиеся работы других.
Совместно с родителями разработали «Книгу опытов», целью которой стало предоставить ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формировать в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему своим участием, родительской поддержкой. Дети в свободное время могли взять «Книгу опытов», познакомиться с яркими иллюстрациями опыта, который представляет интерес и провести его совместно с педагогом или дома с родителями.
В ходе взаимодействия с родителями по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, дети и родители делились впечатлениями, как они работали над экспериментами, демонстрировали результаты совместной деятельности и свои открытия в ходе наблюдений и экспериментов оформили в виде фотоальбомов.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Результатом нашей работы стало повышение уровня педагогической компетентности родителей по теме экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
Участие родителей в экспериментально - исследовательской деятельности – это важный способ гармонизации и всестороннего развития личности ребенка; педагогически целесообразного влияния на семейную среду; интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания и развития детей. Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс становится плодотворным и интересным.