Кристина Жданова
Театрализация как эффективная форма работы для более успешной адаптации детей младшего возраста к условиям ДОО по ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – это особый этап в жизни ребенка. Начав посещать детский сад, дети сталкиваются с большим количеством новых для себя субъектов и явлений: они знакомятся с новыми взрослыми, которых необходимо слушать, с новыми детьми; их окружает новая неизведанная среда; возможно, их жизни только сейчас появляется стабильный режим дня, а так же новые правила поведения в данном сообществе. Таким образом, малыш попадает в условия стресса и сталкивается с процессом адаптации.
Адаптация в широком смысле – это процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к ее условиям. Этот процесс неизбежно отражается на психологическом состоянии человека, а у детей младшего дошкольного возраста – в большей степени, поскольку дети, в силу возрастных особенностей нервной системы, могут реагировать на раздражители с большей интенсивностью. Степень адаптации к детскому саду определяют: его изначальное физическое (общее состояние здоровья, его возраст, этнос, место рождения) и психическое (особенности высшей нервной деятельности, наличие или отсутствие предшествующей тренировки его нервной системы) здоровье, уровень осведомленности родителей в области возрастной психологии и педагогики, уровень контраста между привычной обстановкой и обстановкой в детском саду. Также на адаптацию не в последнюю очередь влияют те или иные методы воспитания и технологии, использующиеся в ДОО для смягчения данного процесса.
Согласно ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития основные задачи образовательной деятельности в ДОО [р. 3, п. 18.2.1] это:
• создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО
• поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику
• формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении
• создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия
Таким образом, педагогами формируются особые психолого-педагогические инструменты для решения задач ФОП, а именно создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, индивидуально-личностный подход и доброе отношение к воспитанникам, организация предметно-развивающей среды, организованная самостоятельная игровая деятельность детей и многое другое. На сегодняшний день существует множество различных технологий, позволяющих педагогам минимизировать стресс у вновь поступивших детей. Особенно важно применять подобные технологии в младших группах ДОО. Дети от 1 года до 2 лет наиболее подвержены эмоциональным перепадам и имеют еще очень выраженную привязанность к родителям (в частности, к матерям, порой даже не имеют опыта разлуки с ними.
Отдельно хотелось бы выделить такую форму деятельности как театрализация. Использование театрализации создает целостное воздействие на малышей. Они помогают им раскрепоститься, вовлечься в действие, ведут к планомерному развитию всех психических процессов у детей. Театрализованные игры предупреждают корректировку коммуникативных и поведенческих отклонений, создают благоприятные условия для социализации, попутно усиливая адаптационные способности. Театр помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, единства, значимости и пр. Таким образом, использование театрализации охватывает огромный спектр образовательных и воспитательских задач, помогая воспитанникам освоиться в новой среде с минимальным эмоциональным потрясением.
Театрализованная игра – это не обязательно полноценная постановка в условиях сложных костюмов и габаритных декораций. Дети младшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей не способны долго удерживать внимание на чем-то одном, запоминать большие тексты, легко координироваться в пространстве и быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. Поэтому начать следует с чего-то простого и незамысловатого.
Оптимальным вариантом театрализованной игры для детей младшего дошкольного возраста можно считать русские народные потешки. Существует огромное количество самых разнообразных потешек, которыми можно сопровождать практически каждый режимный момент в детском саду. Также они идеальны для связки внутри занятий, для перехода от одного вида деятельности к другому.
Какие же бывают потешки и как их следует применять в непрерывном образовательном процессе?
Потешки-диалоги, к примеру, полезны для развития коммуникативных способностей воспитанников. Только-только начинающему разговаривать ребенку нужно будет отвечать простыми односложными предложениями или отдельными словами.
«- Кисонька-мурысенька, где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька, что делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька, что пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька, с кем прянички ела?
- Одна ела! Одна ела!
- Не ешь одна, не ешь одна. Поделись!»
Такая потешка хороша, например, во время занятия по речевому развитию. Держа персонажа из потешки в руках (деревянная фигурка, кукла на руку, картинка на палочке) и отвечая по ролям, ребенок неосознанно входит в роль и получается мини-театр. Отвечая за «Кисоньку», ребенок расслабляется, раскрепощается, потому что в этот момент на нем «маска», за которую он может спрятаться и почувствовать себя в безопасности. Это особенно важно для социально неадаптированных детей, имеющих проблемы с общением со сверстниками.
Так же эту потешку можно проговаривать перед занятиями по рисованию или по лепке, где дети, отвечая хором, вновь повторяют хорошо известную им потешку, тренируя таким образом память и внимание, а потом рисуют или лепят те самые «прянички» или рисуют саму «кисоньку-мурысеньку». Получается интеграция речевого развития в художественно-эстетическую деятельность.
Потешки очень удобно совмещать с другими видами деятельности. Например, можно встраивать их в ритмопластику, в ходе которой дети совершают повторяющиеся гимнастические движения, совершенствуясь тем самым физически, и попутно берут на себя роль персонажа стихотворения.
«Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так дружно дерево качали.
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так И из речки воду пили.
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так, кверху лапы поднимали!
Дополнив такое занятие, к примеру, простыми декорациями и костюмами, можно превратить танец в целое представление. Если подобрать соответствующую музыку, то потешку можно использовать даже в музыкальном занятии. А в нем задействован и слух, и координация движений, и речевой аппарат, и та же память. Дети смотрят друг на друга, учатся друг у друга, у них незаметно появляется чувство «плеча», чувства сплоченности и единения.
Такой танец «медвежат» дети могут повторять в любой режимный момент: например, он может заменять утреннюю гимнастику или гимнастику после дневного сна. Это поднимает малышам настроение и заряжает их позитивом, что не маловажно для их психологического комфорта. Так же потешки помогают детям самоорганизоваться: они могут играть в «медвежат» в группе в свободное от занятий время, опять же, переодеваясь в костюмы медведей.
Потешки так же очень легко превращаются в подвижные игры. Например, известная потешка про козу.
«Идет коза рогатая,
Идет коза богатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест?
Молока не пьет?
Забодаю-забодаю-забодаю!»
Данную потешку можно использовать как полноценную подвижную игру в зале или на детской площадке во время прогулки, где много свободного места для движений. Сначала ведущим выступает сам воспитатель, четко проговаривая стихи несколько раз и сопровождая их соответствующими движениями. В конце «коза» догоняет и «бодает» ребят, а потом игра начинается снова. После удачного закрепления потешки в головах воспитанников, роль «козы» может принимать на себя кто-нибудь из них. Впоследствии данная игра становится самостоятельно организованной деятельностью детей без участия воспитателя. Можно соорудить реквизит в виде маски «козы» или найти соответствующую шапочку в уголке театра в группе, что добавит подвижной игре элемент театрализованной игры.
Таким образом, потешки можно встраивать в любой режимный момент, интегрировать их в любую образовательную деятельность, начинать день с них и заканчивать тоже ими. Начав с таких простых игр и стихов, дети впоследствии будут психологически и физически готовы поставить самый настоящий спектакль. К примеру, мы в нашем детском саду в 1 младшей группе собрали несколько таких потешек и организовали так называемый «Машенькин концерт», в котором дети выступали перед своими любимыми игрушками. Получилось очень весело и интересно: во-первых, детям было не страшно выступать, поскольку они выступали не перед живыми людьми, а, во-вторых, дети потренировались выступать на «сцене» с декорациями и костюмами, что потом им пригодится в будущем. Такое представление не только подарило малышам чувства радости, причастности, удовлетворения, но и в целом помогло им воспринимать детский сад комфортным местом времяпрепровождения.
Как же это связано с адаптацией? По моим наблюдениям театрализация на адаптацию детей к условиям ДОО влияет самым прямым образом. В нашем детском саду для отслеживания влияния использовались следующие моменты:
• Общая активность, соблюдение режимных моментов (участие в занятиях, сборы на прогулку, участие в приеме пищи и т. д.)
• Физиологические особенности детей (уровень аппетита, качество сна, гигиенические аспекты, общий эмоциональный фон детей)
• Частота воспоминаний о доме (как часто дети зовут маму/папу, частота внезапных истерик)
• Уровень интереса детей к театральной деятельности (самостоятельные инсценировки без участия воспитателя, активность в знакомых постановках и играх, уровень узнаваемости персонажей, общая реакция на театрализованные игры)
Используя метод наблюдения, я провела исследование на своей группе и выявила значительные изменения в поведении детей уже за первые полгода. Абсолютно все малыши, пришедшие в сентябре, без видимых осложнений преодолели все внутренние барьеры и полностью адаптировались к условиям и режиму ДОО. На сегодняшний день они смело заходят в группу, улыбаются воспитателям и другим детям; с большим энтузиазмом вступают в совместную игровую деятельность; самостоятельно, без помощи воспитателя, воспроизводят знакомые сценарии игр и танцев; с искренней радостью реагируют на театрализованные занятия и игры; спокойно соблюдают все режимные моменты; говорящие дети охотно делятся с родителями впечатлениями о проведенном дне, а у неговорящих детей налицо прогресс в речевом развитии.
Таким образом, становится очевидным тот факт, что применяемая мной театрализация русских народных потешек сыграла не последнюю роль в смягчении процесса адаптации детей к условиям детского сада. Более того, она в значительной мере способствовала социализации воспитанников, раскрытию их внутренних талантов, снятию психологических барьеров в общении и навязчивых страхов оставаться вне дома. Можно смело утверждать, что задачи ФОП ДО в области адаптации детей к условиям ДОО реализуются в полной мере, а детей ждут новые увлекательные истории и удивительные открытия.
Источники:
1. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина 2012г.
2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада - М. : Просвещение, 2013г.
3. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М. : Айрис Пресс 2005г.
4. Синявский П. А. 365 сказок, стихов и потешек для малышей. – М. : Проф-Пресс 2019г.
5. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г., №1028 / Министерство Просвещения Российский Федерации. – Москва: 2022г.