Фание Гатауллина
Сообщение из личного опыта «Один день из жизни группы. Развитие двигательных навыков детей»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучия ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку т. к. они способствуют совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Публикация «Сообщение из личного опыта „Один день из жизни группы, Развитие двигательных навыков детей“» размещена в разделах
Среди разнообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это ежедневная естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей значительной мере определяется как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием.
Дети старшего возраста, имея высокую потребность двигательной ак-тивности, не всегда могут её реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная активность детей на шестом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, просмотр телепередач). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Проведенный хронометраж двигательной деятельности показал следующее. В дни плановых НОД по физической культуре движения обуславливает около 10% времени активного состояния ребенка:
22-25% времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10-15% дают активные перемещения, утренняя гимнастика, самообслуживание (культурно – гигиенические мероприятия с режимными моментами около 45-50% времени пребывания в детском саду). Без активного движения дети проводят более 50% времени, в то время как оптимальная плотность движений для детей является 70-75%. В структуре малоподвижных моментов около 25% занимает дневной сон, около 10-12% питание: 6-8% вынужденное ожидание при подготовке к еде. Неблагоприятная картина гипокинезии у воспитанников ДОУ еще более усугубляется при скрытом хронометраже, когда воспитатель не знает, что является объектом исследования. В 7 случаях из 10 имеет место необоснованный отказ от прогулки, в 4 случаях из 10 – сознательное ог-раничение подвижности: воспитатель усаживает детей на стульчики в каре и заставляет смирно сидеть, пока отсутствует по каким-либо делам, оставляя одного из детей старшим, который потом сообщает, кто и как себя вел. Для ребенка обездвижение – самое страшное наказание. Оно может продолжаться от 10 до 30 мин и неблагоприятно отражается не только на физическом, но и нервно-психическом состоянии детей.
Проведенный хронометраж показал также уменьшение почти на треть двига-тельной активности детей за счет отсутствия тех режимных моментов, которые должны быть двигательно насыщенными. Это касается прогулок без организа-ции подвижных коллективных игр. Часть детей при этом отказывается от ак-тивного отдыха, предпочитая пассивные прогулки.
10-15% занятия за столом ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа, в неделю 5-6 часов. Такую активность мы обеспечиваем следующими мероприятиями:
• проведение физ. минуток НОД, ежедневно
• утренняя гимнастика, 6-10 минут
• закаливающие процедуры, 5 минут
• физкультурные занятия, 30 минут
• подвижные игры, в течении дня 20 минут
• игры спортивные на прогулке, 20 минут
• использование физкультурного оборудования на участке, 20-30 минут
Во время ежедневного утреннего приема детей обращаем внимание на состояние ребенка, его настроения, что играет не малую значимость на дальнейшее его поведение. В ненавязчивой беседе предлагаем ему пособия из спортивного уголка, этим стараемся вызвать желание заняться интересной и полезной двигательной деятельностью, чтобы создать у ребенка бодрое, радостное настроение на весь день. В нашей группе много оборудования. Для физкультурного уголка сделали нашими руками: красивые косички для прыжков, разные мячи, «обезьянка» для ловли бадминтона, пособие «поймай мяч».
Разрабатываем тематические утренние гимнастики согласно тематическим неделями с предметами. Детям это очень нравится, и они с удовольствием выполняют утренею зарядку. Рома и Азаль с нежеланием выполняют упражнения, но когда их начинаем хвалить за незначительные успехи, у них появляется интерес. Сейчас мальчики самостоятельно включаются в процесс. Утреннюю гимнастику проводим в проветренной группе и облегченной спортивной форме.
Культурно – гигиенические мероприятия считаются обязательной частью физического развития детей, т. к. вырабатывается самоконтроль желания сохранять свое здоровье, соблюдать режим.
Значимое место в двигательном режиме занимает непосредственно образовательная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде (облегченной) и форме обуви (чешки). Перспективный план разработан с учетом тематических недель, с постепенной нагрузкой и усложнениями.
В организации НОД используем игровые мотивации. – «В гости к осени», «Магазин игрушек», «Поможем Федоре», распределяем двигательную активность так, чтобы во время выполнения основных видов движений дети меньше стояли, больше двигались, продумываем способы организации, чтобы один ребенок мог несколько раз выполнить упражнение. Привлекаем помощника воспитателя – при выполнении детьми закрепления движения.
В заключительной части НОД проводим упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия: «Пройдем по волшебному бережку», «Гусеница», «Колобок», «Велосипед», «Маленький мостик». Для повышения интереса вводим увлекательные игровые упражнения, используем рифмованные фразы, которые повышают интерес детей, помогают правильно выполнять упражнения, например, «Мы на пальчиках идем, прямо голову несем» или «Побежали, побежали, никого не обогнали».
Значимое место отвожу самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей на прогулке.
Поиграв с детьми в подвижные игры и закрепив индивидуально, выпол-нение каких либо движений. Предлагаю детям посоревноваться «Кто дальше прыгнет, поймает мяч, дальше его пинает» и т. д. самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей и двигательной деятельности. Заинтересовать детей можно нарисовав на земле палочкой воздушные шарики, пронумеровав их и играть – прыжки по шарикам – так закрепляем прыжки и порядковый счет. Закаленный ребенок быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод и жару. Закаливание не только устойчивость к влиянию плохой погоды но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика заболеваний.
В группе разработан план мероприятий по оздоровлению детей, в том числе и имеется картотека гимнастики после сна. Постепенное и спокойное пробуждение настраивают у детей на положительные эмоции при выполне-нии закаливающих и корригирующих упражнений. В нашей группе много различных дорожек здоровья – шнуры, «гусеничка», дорожки ребристые, также проводим массаж рукавичками.
Системность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
Дети нашей группы с удовольствием занимаются самостоятельной двигательной деятельностью. Оборудование находится в доступном для детей месте, если требуется, то мы трансформируем какую – то часть группы для этой деятельности – прыгают в скакалки, перекидывают мячи, «ходят в сланцах». Наши родители принимают активное участие в мероприятиях, направленных на оздоровление детей, помогают в дополнение атрибутов, пособий для физкультурного уголка. Целенаправленная работа дает высокие результаты. По результатам мониторинга заболевание за 2011-2012 учебный год составила 2,7% (посещаемость 17,2 одним ребенком). В 2013 заболеваемость 1,9%, посещаемость 18,4 дня (при норме 14,5 одним ребенком). 17% детей занимаются в спортивных секциях.
Сравнительная диагностика по физической культуре
«За прошедший учебный год 2012-2013»
Показало следующие данные.
Сентябрь Январь Май
В – 20% (3 ребенка) В – 40% (5 детей) В – 60% (9детей)
С – 73% (11 детей) С – 53% (9 детей) С – 40% (6 детей)
Н – 7% (1 ребенок) Н – 7% (1 ребенок) Н – 0%
Этих результатов мы добились благодаря системной работе по развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта детей, формированию потребностей в физическом совершенствованию. Создавали условия, побуждающие детей к двигательной активности.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много:
- систематичность выполнения
- привычку
- удовольствие в выполнению упражнений.