ирина денисова
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»
с. Александровское
Сообщение из личного опыта:
«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью»
к Педсовету №2 07.12.2018
по теме "Один день из жизни детского сада"
Музыкальный руководитель : Денисова И. А.
2018г.
Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, динамичен, свободен.
Публикация «Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью» размещена в разделах
Склонность и интерес дошкольника к различным видам деятельности сразу, заставляет задуматься об обновлении форм, методов и приёмов в музыкальной работе.
Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности. Так построить общение с музыкой, чтобы каждый ребёнок сам захотел, петь, играть на детских музыкальных инструментах, инсценировать песни.
От самостоятельной музыкальной деятельности следует отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать манеру исполнения балерины, но не двигаются ритмично в соответствии с музыкой. В этом случае дети осуществляют не музыкальную, а игровую деятельность : они играют в «концерт». Разумеется, в этой игровой деятельности часто имеют место отдельные элементы музыкальной деятельности. Говорить о самостоятельной деятельности дошкольников можно только в том случае, если она сформирована на определенном уровне. Это является необходимым условием воспитательного эффекта данной деятельности.
Условия появления самостоятельной музыкальной деятельности детей
Источником - в широком смысле слова - самостоятельной музыкальной деятельности является окружающая ребенка действительность. Разнообразны ее источники в повседневной жизни детей в детском саду и дома. К ним можно отнести детские радио- и телепередачи, игру на музыкальных инструментах и пение в кругу семьи и т. д.
Немаловажное место принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго запечатлеваются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.
Однако основным источником возникновения самостоятельной музыкальной деятельности являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Ребята по своей инициативе водят хороводы, исполняют несложные танцы, организовывают игры в «концерты», «театр», «спектакль».
Виды самостоятельной музыкальной деятельности
После занятий прошу детей в группе или дома самостоятельно закреплять умения и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях.
-дети учат друг друга выполнять отдельные элементы танцев,
правильно петь мелодии песен.
- игровая деятельность детей в музыкальном уголке. В распоряжении детей находится небольшое количество музыкальных инструментов и
различных самоделок.
-посещение театра и кино оставляет у детей сильное впечатление.
-ребята с удовольствием смотрят выступления учеников музыкальной школы, узнают знакомые песни, подпевают.
-просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением побуждают детей к разыгрыванию сценок. Разумеется, на детей влияют не только специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы.
Роль музыкального руководителя в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей
На протяжении всего года я наблюдаю за детьми: кто чем интересуется, есть ли дети, которые совсем не принимают участие в музицировании. Способные к музыке дети, как известно, по собственной инициативе, без внешних побуждений увлеченно занимаются музыкой : слушают ее, сочиняют простейшие мелодии, играют и т. д.
Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений я стараюсь заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.
В самостоятельной музыкальной деятельности детей стараюсь тактично и вовремя помочь советом: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». «Я вот как умею играть», «А это моя любимая песня».
Применяю такие формы работы, как: «наблюдение», «привлечение интереса», «поправление ошибки», «собственный показ», «координация взаимоотношений детей».
На занятиях обеспечиваю освоение необходимого репертуара. Совместно с воспитателями продумываем планирование работы, сценарии развлечений.
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей :
в младшей и средней группах
Для детей 3-4 лет особое значение имеет приобщение к самостоятельной деятельности, так как в этом возрасте ребёнок не всегда по собственной инициативе занимается музыкой. Я стараюсь всячески поощрять инициативу детей в музыкальной деятельности. Включаю в занятие игровой момент. Замечания делаю так, чтобы у детей не пропал интерес к музицированию. Стараюсь не противопоставлять одного ребенка другому. Часто подчеркиваю успехи ребенка («Сегодня ты танцуешь лучше, чем вчера, а если постараешься, будешь танцевать еще лучше!»). Провожу беседы в группе, выясняю, какую музыку дети слушают дома.
Воспитатель в группе тоже подбирает различный муз. материал для развития творческих способностей детей.
В 5-6 летнем возрасте, поощряя детей к самостоятельной музыкальной деятельности, стараюсь привлекать детей к конкретному виду деятельности, в котором они чувствуют себя недостаточно уверенно. Преодолевая неуверенность, ребёнок в дальнейшем с желанием занимается по собственной инициативе.
Учитывая то, что старшие дошкольники часто напевают популярные песни, слежу за тем, чтобы при этом они не искажали мелодию или слова.
Поощряю инициативу детей в выборе музыки, приучаю их принимать самостоятельные решения. Например, предлагаю: «Придумайте движения к этой музыке». «Оживите танцем эту фигуру». «Давайте устроим концерт любимых песен».
При руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей подготовительной к школе группы учитываю неравномерность развития отдельных форм музыкальной деятельности. Так, например, развитие в слушании музыки существенно опережает развитие певческих возможностей детей. Многие дети охотно занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью, но некоторые не принимают в ней участия. Например: робкий ребенок возможно и хочет спеть или станцевать, но стесняется. Провожу индивидуальную работу.
К каждому ребёнку важен психологический подход, учет индивидуальных особенностей. Очень мощным толчком к проявлению детской инициативы служат выступлений на сцене. Я заметила, что дети более инициативны, в творческих проявлениях, активно, с большим желанием проявляют себя в образовательной деятельности.
В дальнейшей работе планирую уделять больше внимания методу импровизации.
Использование музыкальных импровизаций предотвращает развитие стереотипов мышления у детей, способствует дальнейшему раскрытию творческих способностей.