Надежда Салмина
Использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности как средство подготовки дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №23 «Малыш»
Сообщение из опыта работы
на тему:
«Использование нетрадиционных
техник в изодеятельности, как средство подготовки дошкольников к школе»
Подготовила воспитатель :
Салмина Надежда Андреевна
2013 год
Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности, направленное на развитие самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Публикация «Использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности как средство подготовки дошкольников к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало Л. А. Венгер писал: “Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”.
Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом контексте проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение.
Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь, совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе.
Я выделяю несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе : интеллектуальная готовность ребенка, его психологическая и социально-личностная подготовка.
Работая по данному направлению не один год, я поняла, что бы добиться определённых результатов, необходимо планировать свою деятельность, конечно же опираясь на возрастные, индивидуальные особенности детей. А так же на использование разнообразных методов и приемов с применением дидактического, наглядного, раздаточного и демонстрационного материала. Этот план мной периодически дополнялся и корректировался.
Планирование работы на учебный год.
Месяц Работы в технике
Цели и задачи
Примечание
Сентябрь 1. Кляксография «Удивительные животные» - показать применение симметрии при создании изображений в технике кляксографии;
-научиться выполнять однотонные и цветные изображения, опираясь на свойства симметрии; Работа в группе
Октябрь
2. Монотопия на пене «Белая береза» ознакомить с новыми техниками изображения — монотипией на пене; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию природы; Работа в группе
Ноябрь
3. Акварель +восковые мелки «Морской шторм»
Учить создавать образ бурлящих волн, используя смешение красок, и воска. учить смешивать холодный синий цвет с белым цветом, для получения голубого цвета; закрепить умение работать кистью и аккуратно разукрашивать белый лист; развивать воображение, фантазию. Коллективная работа
Декабрь
4. Оттиск овощами «Зимний пейзаж»
воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений; закреплять умение детей работать в нетрадиционной технике – оттисками, способствовать созданию положительного эмоционального настроя. Совместная работа с родителями
Январь 5. Граттаж «Зимняя ночь»
закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения; Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности Работа в группе
Февраль 6. Набрызг «Букет»
Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа цветов; развивать чувство композиции. Работа в группе
Март
7. Поантелизм
«Яблоки» Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию при помощи кругов (точечный рисунок). Коллективная работа
Апрель
8. Рисование солью «Разноцветные дюны» Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость; Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом. Совместно с родителями
Май
9.«Отражение одуванчиков в воде» - техника «Оттиск мокрым листом»
Развивать умение составлять букет из цветов, передавая колорит
Закреплять прием рисования примакиванием на мокрый лист. Совместно с родителями
Совместная деятельность родителей, педагога и детей.
Одно из важнейших направлений в моей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму – это конечно же работа с родителями.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование положительной мотивации к совместной деятельности родителя и ребёнка.
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики, является их совместное творчество в свободное время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Так же это и сказывается на детях, они хвастаются перед сверстниками об интересно проведённом вечере, где они с папой рисовали павлина с помощью пальцев. Не все родители понимают важность художественного творчества, и не владеют приёмами обучения, поэтому я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.
Совместная работа педагогов.
Все свои творческие работы я, конечно же, оформляю на выставке в своей группе, для этого я отвела определённое место. Эта «творческая кладовая» интересна не только детям и родителям, но и моим коллегам. Поэтому по просьбам желающих, я иногда провожу мастер-классы. И как полагается, обобщаю свой опыт на более широкую аудиторию, неоднократно участвовала в тематической неделе «Специалист», для воспитателей, а так же публиковалась в различных электронных СМИ.
Новизна работы (инновация)
Работая по данному направлению, увидев все достоинства творческой деятельности детей, и её положительного влияния на подготовку к школе, я поняла, что для повышения результативности данную деятельность можно и нужно интегрировать с другими образовательными областями, такими как познание (ФКЦМ, (ФЭМП, коммуникация. А так же для себя я сделала небольшое открытие, что для повышения самооценки, самостоятельности и ответственности дошкольников необходимо в непосредственной образовательной деятельности готовить себе «помощника», в дальнейшем, я назвала этот метод «парное преподавание». Я планирую, деятельность так, чтобы ребёнок включался в процесс преподавания. А именно, помогал неуспевающим детям, помогал организовывать подготовительную работу, вёл физминутки. Таким образом, «парное преподавание» способствовало четкому формированию чувств ответственности, самостоятельности, повышает уровень развития детей, способствуя дальнейшей подготовке к школе.
Оценка детской деятельности.
Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание я уделяю обсуждению детских работ, обязательно ввожу в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируя оценку и придавая ей позитивный характер.
Вывод.
Подготовка детей к школе это сложный и трудоемкий процесс. Посещение занятий с использованием нетрадиционной техник в изо деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изо деятельности приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в старшей группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.
Сравнивая результаты творческой деятельности детей на начало и конец года, можно увидеть положительную динамику детских способностей. А это ещё раз доказывает, что неоценимое значение для подготовки детей к школе имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов.