Баранова Любовь Александровна
Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая по проблеме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», пришли к выводу, что экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, т. к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.).
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.
В 2018 г. наши дети перешли в подготовительную группу. Чтобы вновь заинтересовать их проектной деятельностью по экологическому воспитанию мы разработали новый проект со сказочными героями «Эколятами». У каждого героя есть имя – Шалун, Умница, Ёлочка и Тихоня. Они берегут лес и его жителей. Благодаря героям «Эколятам» наши воспитанники и их родители имеют возможность прикоснуться к миру природы, познать её тайны, стать её защитниками и друзьями.
Цель:
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
- внедрение в проект образы сказочных героев
- изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту
2 этап – Основной
- совместная деятельность педагогов и детей с учётом образовательных областей
- включение в образовательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
- активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению человека и природы
3 этап – Заключительный
- подведение итогов деятельности в рамках проекта
- результаты мониторинга по экологическому воспитанию
- создание фотовыставки в рамках проекта.
Прогнозируемые результаты
- Повышение общей культуры ребёнка.
-Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия.
- Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.
- Развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
- Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
По завершению проекта был оформлен уголок, в котором отражена проведённая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Уголок «Эколята – дошколята» объединяет в себе несколько форм экологического творчества. Он выполняет просветительскую и информационную функцию в рамках реализации природоохранного проекта «Эколята – дошколята». Цель создания уголка: формирование у детей основы экологического мировоззрения и природоохранных знаний умений и навыков. Кукольный пальчиковый театр из фетра, для придумывания и обыгрывания различных экологических ситуаций. Макеты дуба и берёзки, как элементы природы; дидактическое пособие «Этого не следует делать в лесу», в виде съёмных карточек, которыми дети могут свободно пользоваться, для закрепления правил поведения в лесу.
Макеты территории ДОУ и озера Тургояк, для обыгрывания и решения серьёзных экологических проблем детьми; лепбук «Берёзка», где собран весь материал для детей по проекту «Берёза как символ России» (игры, пазлы, загадки, пословицы и поговорки, приметы; лепбук «Береги природу», где есть задания, дидактические игры, карточки для рассматривания животных и растений Красной книги и многое другое. Нами была организована выставка «Вторая жизнь ненужным вещам», в которой родители и дети приняли активное участие.
Вывод:
Повышение общей культуры ребёнка.
Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.
Развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.