Лариса Викулина
Сообщение для воспитателей «Взаимосвязь природы и искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ – детский сад №24
Сообщение для педагогов
Тема: «Взаимосвязь природы и искусства
в нравственно – патриотическом
Воспитатель : Викулина Л. Н.
2021
Актуальность темы.
Вопросы нравственного развития человека волновали общество всегда, во все времена. Проблема воспитания гражданина стара, как мир.
Публикация «Сообщение для воспитателей „Взаимосвязь природы и искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
К сожалению, сейчас мы наблюдаем большие пробелы нравственного воспитания. И все чаще можно встретить жестокость, насилие, равнодушие.
Возможно, сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей. Меняются времена, люди.
Но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте.
Нравственно – патриотическое воспитание.
Патриотизм в современном мире – это, с одной стороны, любовь к родине, а с другой, - сохранение культуры своего народа, соблюдение традиций, обычаев. Любовь и уважение к родным и близким.
Задачи.
Учить детей быть внимательными к другим людям, замечать изменения настроения. Проявлять заботу, Оказывать помощь.
Учить видеть красоту окружающего мира. Беречь все живое.
Развивать нравственно – патриотические чувства в процессе творческой деятельности, при рассматривании произведений искусства.
Воспитание доброты у детей
Работа педагога по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Нравственно – патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, который находится в рамках конкретной социокультурной среды.
Прежде, чем ребенок научится сопереживать проблемы страны, необходимо провести огромную работу, которая иногда даже незаметна. Ежедневно подавать личный положительный пример.
Вся наша работа с детьми построена так, что буквально каждую минуту мы можем решать задачи нравственности. Незаметно, ненавязчиво.
Режимные моменты, например, одевание на прогулку.
Наблюдения в природе
Занятия, беседы
Чтение художественной литературы
Знакомство детей с искусством
Игровая деятельность
Как же природа может формировать нравственность, патриотические качества? Пример.
Наблюдение за насекомыми. Обязательно говорим о бережном отношении к насекомым. О том, что они нужны в природе. Все попытки детей растоптать муравья надо пресекать. Объяснять, что насекомые хоть и маленькие, но это живые существа. Им бывает больно. Наблюдаем за птицами. Так же рассказываем о том, что птиц надо подкармливать, нельзя ловить птиц. Тем более, бросать в них камнем.
Если постоянно и настойчиво проводить такую работу, она даст результат.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства детей – искусство : литература, музыка, живопись, народное творчество.
Искусство доступно ребенку дошкольного возраста. Искусство помогает дошкольникам воспринимать то, что они могут наблюдать в окружающей жизни. Оно создает эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания.
Очень важно при ознакомлении с творчеством писателей, художников, композиторов говорить детям: «Это великий русский композитор (или художник, поэт, писатель)». Знакомя детей с народным творчеством, надо обязательно говорить – русская народная сказка, пословицы, потешки русского народа. Русские народные праздники, обычаи, традиции.
Надо говорить о красоте русской природы, о том, что эту красоту запечатлели в своих произведения русские художники, писатели, композиторы.
У меня есть альбом «Родная природа в произведениях русских художников». Его я использую в своей работе. Он постоянно пополняется. Хорошо решает вопросы нравственно – патриотического воспитания.
Отдельно хочу остановиться на воспитании доброты у детей. Поскольку у добрых людей присутствует и нравственность, и патриотизм.
Формирование доброты лежит в основе нравственного воспитания дошкольника.
Зачитаю несколько цитат известных людей.
М. Пришвин: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
В. А. Сухомлинский «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».
Вот такая большая задача возложена на педагогов, родителей, всех, кто работает с детьми.
Воспитание человека зависит от
1. Наследственности, состояния здоровья,
2. Среды обитания (семья, страна)
3. Воспитания.
Работа по нравственно – патриотическому воспитанию требует большого такта и терпения, так как, в некоторых семьях воспитание патриотизма и нравственности не считается важным.
Примерный список произведений, которые воспитывают положительные качества у детей.
В. Драгунский «Друг детства»
С. Баруздин «За обедом»
В. Катаев «Цветик – семицветик»
В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасала»
Л. Толстой рассказы «Косточка», «Котенок»
А. Барто «Вовка – добрая душа»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Кот, петух и лиса», «Морозко», «Зимовье зверей» и др.
Литература
Ашиков В. И, Ашикова С. Г., «Семицветик», М., 1998
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., «Мы живем в России», М., 2008
«Формирование нравственного здоровья дошкольников», под ред. Кузнецовой, Панфиловой, М., 2003
Рекомендации для родителей
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, природы родного края.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
o Знакомьте ребенка с произведениями русских писателей и поэтов.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.