Римма Митичкина
Сообщение для воспитателей «В Гармонии с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКУСО СРЦ для несовершеннолетних г. Иркутск.
Воспитатель : Митичкина Римма Михайловна
Сообщение «В Гармонии с природой».
«Любить и охранять природу –
значит, любить и охранять родину».
Пришвин.
Введение.
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношении человека и природы, заставил переосмыслить все достижения человечества. Когда перед людьми встала проблема уничтожения всего живого, появилась новая наука – экология. В связи с экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как продукты деятельности человека влияют на окружающую среду. Экологическая культура и воспитание являются очень важными особенно в наши дни. От уровня экологической культуры зависит, сможет ли человек остаться на нашей планете или его ждет вымирание. Поэтому необходимо серьезно подойти к этой проблеме. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у детей. Социализация воспитанников СРЦН, как единого, целостного процесса может быть реализована через воспитание экологической культуры. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что коррекция поведения воспитанников через экологическое воспитание является одной из актуальных тем в процессе реабилитации подрастающего поколения. Мы, воспитатели, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь воспитанных и образованных людей. Надо срочно что-нибудь предпринимать, чтобы избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям. Успешное решение этой проблемы возможно лишь на основе преемственности, непрерывности и последовательности в работе. Впервые дети попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны эстетически и нравственно. Таковы будут отношения к природным объектам и желание трудиться на пользу природе. Коррекция через экологическое воспитание - это прежде воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом. Стараюсь не только расширить и углубить знания, полученные в школе, но и пробуждаю в детях интерес к природе. Стимулирую сопереживание ко всему живому, развиваю эстетические чувства. Например, знакомство с зимующими птицами, особенности их жизни может вызвать у детей желание помочь им пережить зимние невзгоды. Важно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг в природе. Иногда они наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Поэтому мы, воспитатели, делаем все зависящее от нас. Помогаем накапливать правильный опыт и грамотное отношение к природе. Экологическое воспитание необходимо сделать привлекательным, интересным, познавательным. Богатейшие возможности дают экскурсии и прогулки на природе,так как чувство природы более эффективно формируется у детей при их непосредственном общении. У детей воспитываю бережное отношение ко всему живому : к травинке, к разноцветному жучку, к неповоротливой гусенице. Одновременно мы на своих занятиях используем природный материал. Это увлекательная, познавательная работа детям очень нравится. Так активизируется коллективное стремление, желание участвовать в практической деятельности. Основное средство познания природы – наблюдение. Так мы проводим опыты и наблюдаем за ними. При этом у детей формируется организованность, активность, честность, выдержка. Развиваются коммуникативные навыки общения друг с другом. Ребята учатся правильно реагировать на различные неудачи. Еще делаю акцент на растения, которые занесены в красную книгу.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для поддержания интереса и двигательной активности ребят, провожу подвижные игры. Это повышает интерес, сплачивает детский коллектив, снимает напряженность и дети чувствуют себя более свободными, раскрепощенными. При этом необходимо отметить, что многие дети ранее не обращали на это внимания, не задумывались над этим. Поэтому на прогулках мы обращаем внимание даже на маленькие мелочи, т. е. красоту опавших листьев, красивое сочетание красной рябины с белым снегом, на причудливых бабочек, на бесконечное движение муравьев, на летящую паутинку с пауком. Постоянно стараюсь открывать мир природы, учу их внимательно вглядываться в него, находить удивительное и прекрасное. Формирование у детей бережного отношения к природе способствуют проведение различных мероприятий, конкурсов, рисунков, сочинений. В рисунках дети изображают понравившиеся уголочки природы. Выбранные цвета рассказывают о настроении ребенка. Если в рисунке преобладают мрачные цвета – это сигнал для взрослых. Звуки природы, помогают расслабиться, подумать о хорошем, поднять настроение.
На занятиях ребята показывают свое творчество. Выполняя задания, дети испытывают радостные чувства познания нового, делают собственные открытия, более глубоко понимают необходимость бережного и заботливого отношения ко всему живому, развивают наблюдательность и умение рассказать об увиденном или прочитанном. Познание детьми природы невозможно без яркого эмоционального слова – художественной литературы. Произведение писателей насыщенны яркими образами, которые воздействуют на воображение воспитанников. Позволяет посмотреть на природу другими глазами. Увидеть в ней необычное, сказочное, прекрасное. В своей работе уделяю большое внимание развитию памяти, заучиванию стихов о природе. На праздниках, вечерах, выступая, дети стараются побороть свой страх перед большой аудиторией. Знакомство с художественными произведениями и заучивание наизусть расширяет словарный запас, грамотную речь. Наблюдая природу, дети сами пытаются создать небольшие рассказы. В своих сказках о животных, растениях, создают проекцию своих отношений, в которых находились или хотели быть. Эти сказки позволяют ребенку глубже познать самого себя, а также увидеть педагогу проблемы, трудности ребенка. В своей работе обращаюсь к инсценировкам экологических сказок. В них раскрывается любовь, доброта, честность, смелость, отзывчивость к братьям нашим меньшим. В процессе трудовой деятельности формируется ответственное отношение к природе. Такие мероприятия как посадка цветов, подрезка деревьев, кустов, уборка территории. Эти мероприятия воспитывают ответственность за природу, помогают увидеть плоды своего труда. «Игра – дело серьезное». Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром. Игра обогащает опыт детей. Игра интересна, увлекательна, всегда остается в памяти ребенка. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций, развивает интерес и потребности детей. Общими усилиями стараемся изменить ребят в своих поступках, учимся находить другие способы решения проблем. Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести за нее ответственность. Правильно используя методы коррекции, воспитатель может сформировать грамотную и воспитанную личность. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.