Ирина Харитонова
Соблюдение режима дня в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель при работе воспитателя с детьми раннего возраста сохранение и укрепление психофизического здоровья малыша. Создание предметно-развивающего пространства в группе раннего возраста в детском саду, подразумевает создание здоровьесберегающей среды, которое будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию.
Одним из важнейших условий создания, сохранения и укрепления здоровья является режим дня.
Публикация «Соблюдение режима дня в раннем возрасте» размещена в разделах
Утренняя гимнастика Движения под веселую музыку создают у детей бодрое настроение, которое дает заряд на весь день, развивает координацию в пространстве. Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики, ленточки, палочки, яркие флажки и платочки, погремушки, колокольчики, веревочки. Можно делать имитационные упражнения без предметов.
-Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поё т лягушка: (приседаем и прыгаем имитируя движения лягушек)
"Ква-ква-ква".
Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху)
"Шу-шу-шу".
Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)
"Кар-кар-кар".
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)
"Му-му-му".
Ежедневные прогулки Прогулка проходит утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур (ниже -15oС). Не менее 4 часов в день. Прогулка состоит из нескольких частей: наблюдение за живой и неживой природой, индивидуальная работа воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей, беседы с детьми об окружающем мире, игры большой и малой подвижности. Для развития движений, используются следующие игровые упражнения: ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по пенькам, бег (догонялки, бег с препятствиями, игры с мячиком (бросаем, ловим, прыжки (на двух ногах и через препятствия – камушки, палочки, веревка, лазанье (шведская стенка, обруч, тоннель, катание на велосипеде, на качелях и с горки. Игры малой подвижности: с песком и водой (куличики, секретики, с камушками и шишками (выкладывание, собирание, с мячом (перекатывание от одного ребенка к другому (взрослому) и обратно, катание мяча с горки, рисование (палочками, мелками, прятки, игры с пальчиками (они забавляют малышей, развивают мелкую моторику и координацию движений, активизируют речь, память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание, например:
Киска ниточки мотала
И клубочки продавала.
– Сколько стоит?
– Три рубля. Покупайте у меня!
Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальчика, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
Обязательный дневной сон, как один из периодов отдыха детского организма. Приятная, тихая музыка способствует расслаблению организма, помогает детям плавно перейти от бодрствования к отдыху.
Чтобы пробуждение было приятным, уделяем немного времени бодрящей гимнастике. Делать её можно прямо в кроватке или на коврике.
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Анин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.
Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий три раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Посредством ходьбы развивается опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку. При ходьбе участвуют 56% мышечной системы. Другим важным навыком, приобретаемыми детьми раннего возраста, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание (игры с мячом во время прогулок в теплое время года); лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками); развитие у ребенка навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).
подвижные игры. Подвижные игры проводятся в течении дня, в основном на прогулках. В подвижных играх используются знакомые детям основные движения: ходьба, бег в одном направлении, бег врассыпную, катание мяча, прыжки, бросание в цель, бросание и ловля мяча, имитационные движения, ползание, подлезание.
Закаливание Закаливание для детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Это воздушные, солнечные ванны. Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
Дыхательная, артикуляционная гимнастики способствуют развитию органов дыхания и речевого аппарата. Дыхательные упражнения помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно-сосудистую и нервную системы.
Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох,
Ротиком подули (3— 4раза).
Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем— «капризики» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем— болезнь отпускаем!
Использование динамических пауз В течение дня, использование физминуток под музыку, патешки. Например:
Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,
Ведь каждый шарик не простой – с горохом, рисом и крупой!
Поднимите шарик свой высоко над головой…
На носик можно положить, но только чур не уронить!
Прыгай, прыгай высоко, прыгать с шариком легко.
Так прыгай, прыгай веселей и даже ножки не жалей…
Шар перед собой кладем и вокруг него идем.
И даже можно проскакать, но только шар не задевать.
На ладошке шар несем, а другой ладошкой бьем
И дружно говорим слова: и раз – и два, и раз – и два.
Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,
Ведь каждый шарик не простой – с горохом, рисом и крупой!
Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивать крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Положительный эмоциональный настрой очень важен для общего физического состояния детей.
Ходьба по ребристым дорожкам. Использование дорожек способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.
Плоская стопа и дефекты осанки у малышей. На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания - как неотъемлемая часть воспитания полноценной личности с привычкой думать и заботиться о своем здоровье, не вредить здоровью окружающих.
Создание в группе приятной, теплой атмосферы, уютной, физиологически обусловленной обстановки: мебель по росту детей, яркие (но не раздражающие) цвета, игрушки и пособия из экологичных материалов, ухоженные комнатные растения, чистота в группе, много света.
Важной составляющей всего педагогического процесса является тесное сотрудничество педагога с семьёй воспитанника. Единые требования, забота, внимание к ребенку всегда дают положительный результат.