Татьяна Спицына
Конспект игровой сюжетной программы «Соблюдая правила дорожного движения к Крокодилу Гене мы идём на день Рождения!»
▼ Скачать + Заказать документы
СОБЛЮДАЯ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ,
К КРОКОДИЛУ ГЕНЕ МЫ ИДЁМ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
Игровая сюжетная программа для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
-Прививать детям устойчивые навыки безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- Закрепить правила дорожного движения;
- Формировать умение ориентироваться в пространстве;
- Закрепить умение распознавать и называть значение сигналов светофоров;
- Развивать наблюдательность, быстроту, двигательную активность;
- Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на «проезжей части» и тротуаре.
Публикация «Конспект игровой сюжетной программы „Соблюдая правила дорожного движения к Крокодилу Гене мы идём на день Рождения!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сюжетно-ролевые игры
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Предварительная работа:
- Знакомство со светофором, значением его сигналов;
- Знакомство с дорожными знаками;
- Чтение художественной литературы по теме;
- Загадывание загадок о транспорте;
- Разучивание песен, стихотворений, посвящённых дорожному движению.
Оборудование:
- Машины, самокат, кегли, мячи;
- Воздушные шарики трёх цветов: зелёные, жёлтые, красные;
- Футбольный мяч, скакалки, мелки, свисток;
- Карточки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Музыкальный зал оформлен под улицу: с проезжей частью, тротуаром, светофором и дорожными знаками.
Издалека звучит мелодия песни Чебурашки. Она всё громче и громче и, наконец, в зале появляется Чебурашка, идущий по тротуару. Дирижируя детям, он вместе с ними поёт песню. Закончив петь песню, он обращается к детям.
Чебурашка:
- Здравствуйте, дорогие ребята! (дети здороваются с Чебурашкой). А меня зовут… А, может быть, вы знаете как меня зовут? (дети называют Чебурашку). Угадали. Да это и не мудрено, ведь меня каждая букашка знает. А моего лучшего друга вы знаете?
Не дав детям ответить, в зал стремительно врывается Шапокляк.
Шапокляк:
Твой лучший друг, ответит всяк,
Одна лишь только…
Ну-ка, дети, скажем все вместе: Ша-по…
Шапокляк и дети (вместе): Ша-по-кляк!
Чебурашка: Да нет же! Все ребята знают, что моего друга зовут Крокодил…
Дети: Гена!
Чебурашка: Да, Гена! И сегодня у него день рождения! Он приглашает всех вас к себе! Придёте?
Шапокляк (перебивая детей): Гена уже угощение приготовил! На первое – лук репчатый, протёртый с чесноком; на второе – горчица, фаршированная перцем; на третье – компот из уксуса и торт с кремом из взбитой соли. Вам понравятся такие угощения?
Дети: Нет!
Шапокляк: Вот видишь Чебурашка, ребята говорят: «нет». Они не пойдут в гости к твоему другу.
Чебурашка (огорчённо): Не пойдут? А как же Гена? Ему же будет очень грустно. Неужели никто не придёт к нему на день рождения? (дети отвечают, что согласны идти).
Чебурашка: Ура! Как здорово! Гена обрадуется! Пойдёмте скорее!
Шапокляк: Ишь, разбежались! Ура-кабура, на брюках дыра… Ничего у вас не получится! Надо идти через весь город, а детки не знают правила дорожного движения.
Чебурашка: Ребята, разве вы не знаете правил дорожного движения? (дети отвечают).
Шапокляк: Ничего они не знают, только обманывают. Потому что они обманушки-трулялюшки.
Чебурашка: А вот мы сейчас узнаем точно. Ребята, только честно!
Песня «С детства знаем правила» сл. и муз. Е. Такшаетовой (исполняют дети старшей группы)
Там где шумный перекрёсток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Припев:
Правила дорожного движения
С детства знаем мы.
Если соблюдать правила всегда,
Будете правы.
Пусть запомнят твёрдо дети
Поступает верно тот
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт.
Припев.
Чебурашка: Вот видишь, Шапокляк, ребята знают правила дорожного движения, и, значит, мы отправляемся в путь!
Шапокляк: Чебурашечка, возьмите меня с собой! Ну, пожалуйста! Я тоже всё-всё знаю про движение уличных правил. Ой, ошиблась – про правила движения улиц (дети смеются). А почему вы смеётесь? Не правильно? А как правильно? (дети отвечают).
Шапокляк: Ну, раз вы такие умные, скажите мне: вот вы сейчас просто дети, а кем вы будете, когда будете идти по улице в гости к Крокодилу Гене? (дети отвечают).
- Правильно, вы будете пешеходами! А каким должен быть пешеход? Да, ладно, я сейчас сама всё вам расскажу, вдруг вы не знаете. Значит так, пешеход должен торопливым, потому что надо же успеть перебежать улицу; грубым, а то, если народ не растолкаешь, то никуда и не пройдёшь! Пешеход должен быть любопытной зевакой, потому что надо же всех ворон пересчитать…и в каждого воробья запустить из рогатки.
Чебурашка: Ну, зачем же стрелять в воробьёв, ведь они наши друзья! И вообще, неправильно, это всё не правильно! Ребята, каким должен быть пешеход?
Ребёнок: По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Ребёнок: Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Песня «Шагаем осторожно» сл. и муз. Е. Такшаетовой (исполняют дети подготовительной группы)
Движеньем полон город,
Бегут машины вряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Припев:
Шагая осторожно, за улицей следи,
И только там, где можно,
И только там, где можно
Её переходи!
И там где днём трамваи,
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая,
Нельзя считать ворон.
Припев.
Шапокляк: А вот и нет, а вот и не так! (поёт):
Коль станешь пешеходом,
Не трать ты время зря.
Хорошими делами
Прославиться нельзя!
Бери рогатку в руки
И брызгалку в карман.
Стреляй, кричи, мяукай –
Ведь ты же атаман!
Чебурашка: Шапокляк, у тебя все ответы кривые, как гнутые гвозди. Не слушайте её ребята.
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное…
Дети: Внимание!
Чебурашка: Кстати, что касается вежливости: надо же предупредить Гену, что мы идём к нему в гости. Я написал уже ему такую телеграмму: «Дорогой Гена, соблюдая правила дорожного движения, мы идём все дружно к тебе на День Рождения! У тебя попляшем и споём немножко, поэтому уж приготовь, пожалуйста гармошку!» Все согласны с тем, что я написал? (дети отвечают). Тогда я пойду на почту, а ты, Шапокляк, поиграй, пожалуйста, с ребятами. (уходит).
Шапокляк: Ребятки, быстренько выходим все на тротуар! Смотрите, как здесь хорошо, места много, ровненький асфальт… Самое лучшее время для игр! (приглашает несколько девочек и мальчиков, даёт им скакалки, мелки, футбольный мяч)
- Вот вам, девчушки – поскакушки, скакалки! Выбирайте местечко, играйте! Девчонки – симпампушки, играйте в классики! Футболистам тоже место найдётся! Вот вам мяч. А все остальные играют в пятнашки! Судья – я!(достаёт свисток и свистит).
Входит Чебурашка, громко хлопает в ладоши.
Чебурашка: Что здесь творится?
Шапокляк: Мы, Чебурашка, чтобы зря время не терять, поиграли немножко тебя дожидаясь.
Чебурашка: А кто же додумался играть на тротуаре?
Шапокляк (хвастливо): Ну, конечно это я так замечательно придумала! Здесь так удобно, лучшего места не сыскать!
Чебурашка: А вот мы с Геной никогда не играем на тротуаре. Это же опасно! Выкатится мяч на дорогу, ребята за ним, а тут машина… Или вот ты придумала играть на тротуаре в «пятнашки»…
Шапокляк: А что «пятнашки»? Хорошая игра. Вот и дети скажут, что им нравится играть в пятнашки (ответы детей).
Чебурашка: Игра то хорошая, только нельзя в неё играть на тротуаре. Побегут ребята от водящего, выскочат на дорогу и попадут под колёса машины.
Шапокляк: Зато в классики и в скакалки на тротуаре играть не опасно…
Чебурашка: Ребята, а вы как думаете? (дети отвечают). Правильно, ещё как опасно! А кто знает, где детям можно играть? (дети отвечают, Шапокляк старается запутать, сбить с толку. Чебурашка наводит ребят на правильные ответы).
- Молодцы, ребята! Всё правильно поняли. Играть можно во дворах, на игровых площадках, на лужайках, в парках, в общем, там, где запрещено движение транспорта.
- Вот и хорошо. Теперь мы все вместе по тротуару направимся в гости к Гене. Как пойдём?
Шапокляк: Очень просто! Как попало, все вместе, большой «кучей», чтоб веселее было!
Чебурашка: Если мы пойдём кучей по тротуару, «кучей», как же пройдут те, кто идёт навстречу?
Шапокляк: Ничего с ними не случится. Постоят в сторонке, подождут, пока мы пройдём.
Чебурашка: Это несправедливо и нечестно! А вы, ребята, как думаете? (рассуждения детей).
Вот так, Шапокляк, ребята вежливые пешеходы, в отличие от тебя. А скажи мне, пожалуйста, Шапокляк, по какой стороне тротуара ходят пешеходы?
Шапокляк: Где дорога ровнее и солнце не сильно светит.
Чебурашка: А вот и не правильно. Не только автомобили, но и пассажиры – всё движется по правой стороне.
- Знать нужно взрослым крепко,
А ребятам вдвойне:
По тротуарам ходят
По правой стороне.
А если вы отправитесь
В другой конец страны,
Держитесь только правой…дети, повторяйте за мной все вместе…
Все (скандируют):
Держитесь только правой,
Держитесь только правой
Сто-ро-ны!
Чебурашка:
Для транспорта есть тоже
Закон у нас в стране:
Он движется дорогами
По правой стороне.
Чтоб не было в авариях
Твоей, дружок, вины
Все (скандируют):
Держитесь только правой,
Держитесь только правой,
Держитесь только правой
Сто-ро –ны!
Песня - переделка на мелодию «Если нравится тебе…» (исполняют дети старшей и подготовительной групп).
Вместе с вами мы отправимся гулять,
Вместе с вами мы отправимся гулять.
Только правила дорожные сначала перед выходом
Будем дружно хором повторять.
На дорогу, как попало, не ступай,
На дорогу, как попало, не ступай.
Для начала осмотрись ты и от части, от прохожей
Очень чётко тротуар ты отличай.
Мимо нас машины едут, посмотри,
По дороге едет транспорт, посмотри.
Мы идём по тротуару, нам опасность не грозит,
Наше право проходить здесь: раз, два, три.
А теперь готовы мы с тобою в путь,
Только правила в пути ты не забудь.
Эти правила помогут нам с тобой домой вернуться,
Потому, что помогать нам – правил суть.
Чебурашка: Ну что ж, по тротуару научились ходить, пора нам научиться переходить улицу! Ребята, вы знаете, кому принадлежит проезжая часть улицы? Кто по ней ездит?
Шапокляк (перебивая детей): Так не интересно, давайте я загадаю загадки, а вы отгадаете. И тогда станет ясно, кому же принадлежит проезжая часть:
- Не летает, не жужжит –
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал ему завод:
И огонь глядеть во тьму,
И колёса, и мотор,
Мчался чтоб во весь опор.
Дети: Автомобиль.
Чебурашка: Правильно, ребята, автомобиль – это главный «хозяин» проезжей части дороги. Это загадка была лёгкой, а я сейчас загадаю посложней:
- Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.
Дети: Глаза.
Шапокляк: Эта загадка не считается. Надо загадывать о том, что ездит по проезжей части дороги.
Чебурашка: Ещё как считается! Пешеходам на улицах глаза нужны, как колёса машинам. Если внимательно не следить за движением, может случиться авария или несчастный случай.
Шапокляк: Зато ты, Чебурашка, не знаешь, какой предмет самый важный на улицах городов.
Чебурашка: Я думаю, что дети знают.
Шапокляк: Хорошо, тогда слушайте ещё одну загадку:
- Хоть нет тела, нет рук и ног,-
Стать властителем я смог.
В голове большой моей
Нет ни носа, ни ушей.
Три моих волшебных глаза
Управляет всеми сразу.
Я моргну – пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины…
Отвечайте вместе, хором,
Как зовусь я?.
Дети: Светофором!
Песня «Светофор» сл. и муз. Е. Такшаетовой (исполняют дети подготовительной группы).
Мы идём по тротуару,
Перекрёсток впереди.
Вот зажёгся свет зелёный,
На зелёный ты иди.
Припев:
Светофор! Светофор!
Он мигает и горит.
На зеленый цвет весенний
Пешеходам путь открыт.
Красный - двигаться опасно.
Стой, машины пропусти.
А по зебре пешеходной
На зелёный проходи.
Припев.
Шапокляк: Вот всё вы знаете! Тогда давайте играть в улицу! Чур, я буду пешеходом!
Чебурашка: А ты сумеешь? Хорошо ли ты знаешь правила?
Шапокляк: Знаешь, сколько этих правил? Что мы, белены объелись учить их все! Правда, ребята? (поёт):
- Все правила дорожные узнать никак нельзя,
Поэтому советую не тратить время зря,
Поэтому советую всегда их нарушать,
Играть кому где хочется,
На красный свет бежать.
Вот так-то, Чебурашка-промокашка!
Чебурашка: Шапокляк, запомни, дорога жестоко наказывает тех, кто не знает правил дорожного движения.
Шапокляк: Это как же она меня накажет?
Чебурашка: А сейчас я спою частушки и ты всё поймёшь:
Я частушки вам спою,
Вы мне помогайте,
Если чуточку совру,
Меня вы не ругайте!
Ехал Петя на мопеде,
Не смотрел, кто рядом едет,
Лечит Петя перелом,
Сдан мопед в металлолом.
К переходу шли мы с Геной,
Посмотрели мы налево,
Хорошо, что посмотрел,
А иначе б здесь не пел.
Шел Сережа как-то в школу,
Пил из горла пепси-колу,
Не смотрел он на машины,
А сейчас он носит шину.
Мама лихо руль крутила
Связь мобильную включила.
Въехала в чужой забор,
Повредила весь мотор!
Что же, Ваня, ты идешь,
В телефон играешь,
Под машину попадешь,
Правил ведь не знаешь!
Не играйте вы в футбол
Около дороги,
Есть площадка для него,
Берегите ноги!
Чебурашка предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения?
Игры.
Чебурашка: А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.
- Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Дети: Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.
- Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Дети: Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.
- Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети: Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода.
- Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети: Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.
- А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.
Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.
В конце игры Чебурашка подводит итог.
- Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.
Чебурашка: Настало время соревнования на лучшего водителя! Формируются 3 команды из мальчиков. На «трассе» устанавливают препятствия в виде кеглей, мячей, которые должны объезжать участники эстафеты. Каждой команде даётся по одной машине, которые участники по очереди должны «провести по трассе»,не затронув препятствия.
Чебурашка: Молодцы, ребята! Шапокляк, будь добра, принеси призы!(Шапокляк приносит связку из зелёных, жёлтых и красных шариков. Чебурашка раздаёт шары: за первое место – зелёные, за второе – жёлтые, за третье – красные).
Шапокляк: Ну, разобрались, наконец! Давайте скорее играть в улицу, я буду светофором!
Чебурашка: Шапокляк, я вот что придумал: давайте играть в светофор все вместе.
Игра «Огни светофора»
Чебурашка: Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения (Шапокляк) показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Кто ошибся – выбывает из игры.
Шапокляк: А сейчас я объявляю следующую игру! Наконец то, я буду водителем!
Чебурашка: Только не нарушай правила!
- Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда – водители, другая –пешеходы. Водители едут в одну сторону; другая навстречу. По какой стороне улицы едут машины? (дети отвечают).
А пешеходы по какой стороне идут? (дети отвечают).
- Правильно, одна и другая группа движется по правой стороне. Я буду регулировщиком. У меня в руках два шарика: красный и зелёный. Шарик у груди – сигнал для водителей, шарик в поднятой руке – сигнал для пешеходов. Скажем, я поднимаю красный шарик, а зелёный держу у груди (показывает, это значит, что водители начинают движение, а пешеходы стоят. А если я поменяю шарики местами: зелёный подниму вверх, а красный буду держать у груди, то тогда пешеходы идут, а водители стоят. Все поняли? Очень хорошо. Приготовились! Начали!
Неожиданно на «проезжую часть дороги» выезжает на самокате Шапокляк. Она движется зигзагами, нарушая общий порядок. Чебурашка резко свистит в свисток. Шапокляк, имитируя испуг, падает, пытается подняться.
Шапокляк: Караул! Помогите! (причитает).
Чебурашка (поднимая Шапокляк): Теперь тебе понятно, почему нельзя нарушать правила дорожного движения?
Шапокляк: Да, тебе хорошо: ты чебурахнулся и стал Чебурашкой, а я чебурахнулась так, что вместо прославления – наказание… Я, может, тоже хочу славы и призов. Вон, даже дети и то шарики получили…
Чебурашка: Да подарим мы тебе шарики с удовольствием. Ребята, давайте подарим Шапокляк шарики?
Шапокляк: Я уже не хочу. Я хочу на день рождения к Гене. Возьмите меня, пожалуйста! Я так хочу подружиться с вами, ведь у меня совсем нет друзей. И мороженого хочется…и кино…и покататься на голубом вертолёте…
Чебурашка (обращается к детям): Ну, как, возьмём?
Дети: Да!
Чебурашка: И я так думаю. Без нас она столько дел может натворить. Дом Дружбы, где живёт Крокодил, уже недалеко. И, если мы громко запоём, он услышит нас. Давайте споём его любимую песню.
Песенка крокодила Гены сл. А. Тимофеевский, муз. В. Шаинский (исполняют дети старшей и подготовительной группы).
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И не ясно прохожим
В этот день непогожий
Почему я весёлый такой.
Ах я играю на гармошке
У прохожих на виду,
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолёте
И бесплатно покажет кино.
С днём рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.
Ах я играю на гармошке
У прохожих на виду,
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Дети поют песню и движутся по периметру зала. На припев к ним выходит Крокодил Гена. Дети дарят Гене рисунки, читают стихи- поздравления. Развлечение заканчивается «сладким столом».