Инна Цыганова
Опыт работы по использованию пособия О. Суховой «Слушать интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы с вами слушаем, но не слышим? Что из услышанного, мы готовы потом рассказать или пересказать? Далеко не всегда, согласитесь. И мы прибегаем к наглядной опоре. Это случается все чаще и чаще. Повсеместная компьютеризация привела к тому, что основным каналом восприятия стало зрение. Обмениваемся информацией мы тоже готовыми картинками, фото, эмоджи, видео… Все это перенимают у нас дети, что способствует снижению возможностей их связного речевого высказывания. Готовая зрительная опора (мультфильмы, мобильные игры, быстро меняющиеся картинки в социальных сетях, картинки на занятиях) предлагают закрепленные образы и сюжеты, что отрицательно воздействует на воображение и мышление. А как нам всем известно - эти процессы, неразрывно связанны с речью.
Публикация «Опыт работы по использованию пособия О, Суховой „Слушать интересно“» размещена в разделах
Мне хотелось, чтобы дети придумывали рассказы не по заготовленным шаблонам, увлеклись процессом рассказывания и прослушивания без зрительной опоры, погрузились в мир собственной фантазии. Так появилась идея о создании слуховой опоры, которая позволит повысить уровень внимательности к речевому материалу, поспособствует развитию слухоречевой памяти, откроет новые возможности для воображения, привлечет детей к рассказыванию, увеличит возможности связного речевого высказывания.
На помощь мне пришло пособие Ольги Суховой «Слушать интересно». И позволило нам вместе с детьми посмотреть, а вернее услышать стандартные привычные вещи с другой стороны.
Этапы работы :
1. Для начала даем прослушать ребенку простые звуки, где вариант ответа только один. Данный звук невозможно перепутать ни с каким другим (звук дверного звонка, лай собаки.)
2. Далее ребенок учится узнавать и анализировать более сложные звуки, многие из них он никогда не слышал (мелодия арфы, перезвон церковных колоколов). Трудными являются звуки воды, льющейся в душе, идущей из крана, капающий дождь… Ребенок торопится ответить и не прислушивается. Моя задача научить его анализировать звук, где и при каких обстоятельствах он может услышать именно такой звук.
3. Когда ребенок знаком со всеми звуками, с легкостью их узнает, можно переходить к более сложным упражнениям. Глаголы-подбираем слова-действия. (Поезд едет, вода кипит, дождь идет и так далее).
4. Подбор прилагательных- чай горячий, сладкий; поезд быстрый, громкий, новый, старый…
5. Обобщающие понятия: машина, мотоцикл, поезд, скорая помощь- это транспорт. Корова, осел, медведь, коза- это животные… Так же разделяем животных на диких и домашних.
6. Самый сложный этап включает в себя все предыдущие и в нем мы просим ребенка «пофантазировать». Подключается воображение. Такие занятия я провожу только индивидуально, в спокойной, расслабленной обстановке. Ребенок закрывает глаза и слушает звук. Далее он создает в голове образ того, что услышал. Этот образ должен обрести различные характеристики. Важность данной методики в том, что ребенок создает образ сам. Он задает траекторию движения в занятии, логопед следует за фантазией ребенка, помогая ему и исправляя, если ребенок допускает ошибки. Большая сложность для ребенка запомнить все, что он рассказал и потом это повтори. С первого раза, чаще всего, самостоятельно сделать это у него не получается. Но со второго или третьего раза образ закрепляется, подробности запоминаются и уже можно рассказать короткий рассказ.
7. Сочиняем истории на основе 2-3 звуков.
У воображения нет границ, а у логопеда нет задач, которые он бы не захотел и не сумел решить!