Надежда Гарифуллина
Служба ранней помощи-новое подразделение ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Служба ранней помощи-новое подразделение ДОУ
Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста.
Публикация «Служба ранней помощи-новое подразделение ДОУ» размещена в разделах
В 2010 году в нашем детском саду в рамках муниципальной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи. В организации нового подразделения ДОУ оказал огромную помощь ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» г. Йошкар-Олы.
Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1.5 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.
Задачи службы :
1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе службы ранней помощи, ее миссии, целях и задачах.
2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
3. Взаимодействовать с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.
4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь в семье, сопровождать ее на всем протяжении нахождения в службе.
7. Планировать и организовывать процесс управления службой ранней помощи и непрерывного профессионального образования специалистов.
Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1. 5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей на основании справки о состоянии здоровья.
Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием.
1. Дети с выявленными отклонениями в развитии - нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др., у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
Зачисление семей с детьми в службу производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы ранней помощи в порядке, определяемым Уставом учреждения.
Перечень должностей работников Службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования науки РФ, Госкомвуза РФ от 14 августа 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. №32.
Примерное штатное расписание: руководитель Службы, методист, социальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач-педиатр, врач детский невролог, врач детский психиатр, медицинская сестра.
К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести :
1. Консультативно – диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы :
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
• проведение психотерапевтических занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Информационно-методическое направление:
• информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи совместно с социальными институтами детства: женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, ДОУ (информирование с помощью буклетов, объявлений, информационных писем;
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
• повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
4. Организационное направление:
• организация взаимодействия службы с учреждениями здравоохранения по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями;
• координация деятельности специалистов разного профиля и родителей по реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи;
• организация взаимодействия службы ДОУ и республиканского Центра ранней психолого-педагогической помощи по вопросам выявления детей раннего возраста с отклонениями в развитии, координации содержания и методов ранней психолого-педагогической помощи;
• организация обобщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Организационная модель службы представлена тремя взаимосвязанными блоками.
1 блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ.
В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
• развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально 1-2 раза в неделю в присутствии родителей. Это особенно важно, так как на занятиях родители обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в коррекционный процесс;
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Второй блок ориентирован на оказание помощи педагогам, работающими с детьми раннего возраста. Большую часть педагогов групп раннего возраста составляли молодые воспитатели, то для них в детском саду не первый год функционирует «Школа молодого педагога», на которой освещаются теоретические вопросы методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Практические навыки воспитатели получают при посещении и наблюдении за работой своих педагогов-наставников, а также при проведении открытых мероприятий.
В 2011- 2012 учебном году методическая работа с педагогами раннего возраста осуществлялась через педагогическое объединение «Особый малыш», где заседания проводились не только педагогами-наставниками, но узкими специалистами: логопедами, дефектологами, психологами и т. д. Воспитатели осваивали методы и приемы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.
Деятельность третьего блока в организационной структуре Службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и «Школу заботливых родителей».
Заседания «Школы заботливых родителей» носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей: компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т. д.
Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.
Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи
1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
4. Заседание ПМПк. Квалификация выявленных отклонений в развитии. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
5. Промежуточная диагностика.
6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.
Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Так, если в 2010-2011 году из Службы ранней помощи были выведены 35% детей, то в 2011-2012 г. г. этот показатель вырос до 68%.
Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.