Фролкова Елена Юрьевна
Слушание музыки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду большое внимание уделяется музыкальному развитию детей. Но все же основой всего этого многообразия является слушание музыкальных произведений. На ровне с восприятием художественных произведений (сказки, стихи) и картин, музыка является доступным средством выражения чувств, эмоций и настроений. В современном мире, где музыка весьма разнообразна в жанрах, стилях, музыкальный руководитель является путеводителем для ребенка в формировании музыкального вкуса, расширяя его кругозор и повышая интерес маленького человека к прекрасному миру музыки.
Темочки:
Из всех видов искусства музыка сложнее всего поддается пониманию, ведь ее нельзя увидеть и потрогать, в ней нет конкретики, как в литературе.
Музыка бывает инструментальной и вокальной (песня, романс, ария, а также вокальной с инструментальным сопровождением и без него. Инструментальная музыка может исполняться одним или несколькими инструментами, а также быть программной (то есть иметь в себе определенный сюжет) и не программной. Не программная музыка в детском саду практически не применяется, так как она сложна для детского восприятия.
Музыкальные произведения, используемые для слушания в детском саду, должны быть художественными, мелодичными и доставлять удовольствие от своей красоты, отражать чувства, настроения, мысли, доступные детскому восприятию.
Для слушания надо подбирать небольшие произведения, имеющие яркую мелодию, простую гармонию, понятную форму, негромкую (громкая музыка возбуждает детей) и не очень быструю (быстрый темп затрудняет восприятие мелодии). Для прослушивания вокальной музыки лучше использовать произведения немного сложнее тех, которые разучивают дети.
Хороша для детского восприятия музыка П. Чайковского, С. Майкопара, А. Гречанинов, Р. Шумана, Д. Кабалевского.
Слушание музыки может быть как частью занятия, так и в качестве концерта, а также являться методическим приемом при разучивании новой песни, игры или танца. Прослушав музыкальное произведение, детям предлагается определить характер музыки, части музыкального произведения и какие движения можно использовать под ту или иную часть в музыке. Прослушивание произведения помогает детям осознанно выполнять движения, а педагогу избавиться от указаний: «покружились», «побежали», «попрыгали» и тому подобное.
Немного сложнее для слушания воспринимается музыка, не имеющая прикладной цели (прослушиваемая не для разучивания песни или танца). Такая музыка обогащает детей эмоциями и впечатлениями. Для привлечения детского внимания педагог мотивирует детей на прослушивание вступительным словом, использованием иллюстраций, атрибутов (для малышей хорошо использовать игрушки Бибабо).
Если для прослушивания педагог использует музыку в собственном исполнении, то произведение им должно быть исполнено качественно, без ошибок, и обязательно выразительно и эмоционально.
Прежде чем приступить к разучиванию нового произведения, сначала нужно его охарактеризовать, определить темп музыки (медленно, быстро, умеренно, громкость звучания (тихо, громко, усиление или ослабление звучания) и размер (2/4, 3/4).
Для лучшего понимания характера музыки хорошо сопоставлять разнохарактерные произведения. После прослушивания музыки не стоит задавать детям прямые вопросы, то есть вопросы, которые предполагают собой ответ «да» или «нет», а дать детям возможность выразить словесно свои эмоции от прослушанной музыки, которые могут быть разнообразны и, как кажется педагогу, не соответствовать замыслу музыки, ведь музыка – это язык чувств и каждый ее ощущает по-своему.
Для детей 3-4 лет слушание используется в качестве методического приема: скачет зайчик, поет петушок, ходит мишка и так далее. Для детей старших групп слушание может проходить в виде концерта (15-20 минут, не более 4-5 произведений). При этом стоит использовать разнообразную музыку : вокальную и инструментальную, быструю и медленную, исполняемую в разных жанрах. В концерт можно также включать стихи, песни, театральные постановки – в зависимости от замысла.
Правильный подход к прослушиванию музыки в детском саду разовьет детский слух и выработает потребность ребенка в прослушивании музыки и наслаждению ею.