Анна Банакова
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
▼ Скачать
I.Значение слушания музыки.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоц-го воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Более того, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Публикация «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Дети приобщаются к муз. искусству в процессе различных видов муз. Деятельности:
-восприятие
-исполнительство
-творчество
-муз. образовательной деятельности.
Первым звеном в системе муз. воспит является слушание музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Для формирования эстет восприятия музыки важно не только понимать ее содержание, но и различать средства выразительности.
Работа по приобщению слушания музыки способствует тому, что дети начинают чувствовать т осознавать хар-р музыки, настроение выражаемое в ней, а затем уже выражают эти настроения в своей исполнительской и творческой деятельности.
Слушая муз. произведение дети знакомятся с более сложными, разнообразными муз. произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их муз. опыта, развивает интерес к музыке, расширяет муз кругозор, повышает муз восприимчивость детей, их эмоц. отзывчивость, воспитывает муз. вкус; развивает умственные способности, нравств. качества – происходит всестороннее развитие личности ребенка.
II.Задачи по слушанию :
Осн. задача – формирование основ муз. культуры. Эта задача осущ-ся с помощью след-х:
1. Знакомить детей с худ. доступными их восприятию образцам соврем, класс, народ музыки.
2. Развивать муз. восприимч-ть детей, способность эмоц. откликаться на чувства выраж. в музыке.
3. Различать муз. образы (обобщенный образ идеи произведения).
4. Дать детям перврнач-е сведения о музыке, подводить их к запоминанию муз. произв, различению их содержания, хар-ра средств муз выразит, формировать оценочные отношения (подг. гр)
Все задачи видоизменяются и усложняются в каждой возрастной группе.
Содержание в программе:
С. п включает 3 осн. направления:
1. Ознакомление с муз произведение, их запоминанием, накопление муз впечптлений.
2. привитие навыков культуры слушания музыки
3. Формирование муз вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений перврначальных сведений о музыке.
В Программу по слушанию входят произведения, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке; усложняются и выразительные средства.
В основе слушания лежат три взаимосвязанные темы.
1. «Какие чувства передает музыка?» Детей знакомят с музыкальными жанрами, с различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Тема направляет, внимание детей на эмоциональное содержание музыки.
2.«О чем рассказывает музыка?» Музыка может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.
3.«Как рассказывает музыка?» Музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.
К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть, наиболее ярких средствах выразительности.
III. Характеристика муз. репертуара.
Важными особенностями репертуара для слушания являются :
1. художественность
2. доступность
3. тематическое и жанровое разнообразие с учетом возр. возможностей.
Произведения по слушанию музыки для детей д. в – это музыка русских, зарубежных, современных композиторов, народное творчество. – это произведения преимущественно из детских альбомов написанных композиторами в разные истор эпохи
Пример: Александр Гречанинов «Бусинки», П. И Чайковский «Детск. альбом», Роберт Шуман «Альбом для юношества».
Так же входят произведения которые хорошо воспринимаются детьми в силу эмоц образного содержания музыки (Вивальди, Моцарт, Глинка).
Доступность: Эмоц. содержание должно соответствовать эмоц. опыту ребенка. В основном программная музыка : с заголовком, смыл. музыки понятен, близок по содержанию.
Для слушания используется вокальные и инструментальные произведения
Мл. д. в доступнее вокальная форма звучания. Половину произведения для слушания составляют вокальные произведения. Дети слушают контрастные по характеру произведения отражающие яркие, близкие образы. (Наша погремушка – Арсеева, Кошка – Александрова).
Ср. д. в – используется более сложный репертуар. Песни отражают явления природы (Осенняя песенка – Александрова).Значительное место занимает инструмент. музыка (Моя лошадка - Гречанинов, Бабочка – Грига).
Ст. д. в – знакомят с произведениями различных жанров передающих разнообразные чувства.
(Марш деревянных солдатиков – Чайковский; Колыбельная – Свиридова; Первая потеря – Шуман)
IV. Формы работы по слушанию музыки.
Работа по развитию навыков слушания музыки проводится :
- на музыкальных занятиях
- в развлечениях
- в ходе других занятий
- как самостоятельная деятельность.
Слушание музыки может использоваться на занятиях:
- по ознакомлению с окружающим (Дети знакомятся с явлениями природы – Дождик и Радуга- Прокофьева; Холодно,холодно –Гречанинов).
- по развитию речи – музыка помогает лучше воспринять художественный образ (Рассказывание сказки – спеть песенку персонажей: Сказка о царе Салтане – слушание фрагмента Римского-Корсакова).
- по ИЗО
Прослушивание музыки можно включить в праздники, развлечения. Особой формой по слушанию являются концерты. На них знакомят с творчеством композиторов, с муз. инструмен. и жанрами.