Щербатова Елена Александровна
Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение
▼ Скачать + Заказать документы
Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение
Казалось бы, всем педагогам, психологам, да и родителям уже так много известно и написано об адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но до сих пор, это вызывает как у педагогов, так и у родителей много вопросов. Сегодня родители маленьких дошколят начинают водить в детски сад в основном с 2-х лет. Прописная истина, что период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Публикация «Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение» размещена в разделах
Поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, распорядка дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Нельзя не сказать, что на процесс адаптации ребенка влияют уровень психического и физического развития, состояние физического здоровья, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности ребенка, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям[1]. Все педагоги, да и родители понимают, что адаптационный период к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Существуют несколько категорий детей по разному типу адаптации. У первой группы детей адаптационные проблемы начинаются сразу. Вторая группа детей нормально ходит в детский сад первые 2-3 недели, а затем появляются сложности (отказ посещать сад, отказ отпускать родителей, регресс навыков и т. д.). А у детей третьей группы адаптация происходит без видимых изменений[1].
К большому сожалению родителей, как пройдет процесс адаптации у ребенка заранее определить заранее невозможно. Казалось бы, ребенок активный, оптимистичный, общительный, но процесс адаптации может также тяжело проходить как и у спокойного, тихого и стеснительного ребенка. Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей, по которым можно дать четкий ответ и прогноз чего же ожидать родителям в этот период. Для каждого ребенка этот процесс очень индивидуален и зависит от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы, типа детско-родительского взаимодействия и др.
Следует отметить, что наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, не имеющие навыки самообслуживания, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие неустойчивый аппетит. Чрезмерно опекаемые дети, тревожные также тяжело привыкают к детскому саду. В соответствии с теорией И. П. Павлова о типах темперамента можно говорить, что легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Учитывая важность психического здоровья ребенка во время адаптации к дошкольному учреждению, каждому родителю и педагогу следует учитывать, что если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев, следует обязательно обратиться за помощью к психологу. Для понимания существа этого вопроса возможны следующие проявления адаптации у детей : это и нарушения сна (дневного и ночного, нарушение аппетита (отказ от еды, избирательность в блюдах); нарушения эмоционального состояния (ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным, грустным); нарушения поведения (слезы, истерики, капризы, отказ от любой деятельности в садике); регресс навыков (недержание мочи, отказ есть самостоятельно); ухудшение здоровья.
Вместе с тем, для предотвращения и профилактики негативных проявлений, представим примеры педагогических идей для организации педагогического процесса: можно рекомендовать воспитателям подготовить фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки в группе. Также педагогу, воспитателю ДОУ при наборе детей в группу, например, следует оформить папку передвижку, с описанием основных проявлений у детей во время адаптации к садику. Хотелось бы рекомендовать воспитателю завести в группе фотоальбом, в котором будут находиться семейные фото каждого ребенка, либо другой вариант, у каждого ребенка свой маленький фотоальбом, который он сможет открыть, когда ему вдруг станет грустно, там он увидит маму и папу, успокоить его, поговорив о том, что они как выполнят свои дела, освободятся обязательно его заберут домой. Можно провести беседу о том, какая добрая и красивая мама, трудолюбивый папа, о бабушке, дедушке. Казалось бы, уже известные истины, но периодически следует актуализировать эти знания у родителей маленьких дошколят.
Вместе с тем в процессе адаптации ребенка особое внимание уделяется работе с родителями. Целесообразно отметить, что при взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов : целенаправленность, систематичность, плановость; дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; возрастной характер взаимодействия с родителями; доброжелательность, открытость.
В этой работе выделяются следующие направления: подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; организация жизнедеятельности детей в период адаптации; контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений[2].
Представим некоторые рекомендации для педагогов и родителей ребенка к детскому саду, которые порой остаются незамеченными, но важными в период адаптации.
1. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, целесообразно их делать не в детском саду, а в поликлинике, дабы, не наносить психологическую травму и впечатление о детском саде, как месте, где делают больно. В период адаптации ребенку, не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка.
2. Следует подчеркнуть о необходимости формирования у ребенка навыков самообслуживания. Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. Нельзя не отметить, что малыш, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков) не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
3. Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детский сад. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность [3]. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу (см. ниже).
4. Для облегчения адаптации детей рекомендуется постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю, укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша.
5. Следует обратить внимание, что находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.
6. Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены младшими воспитателями, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми и с родителями. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую.
7. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т. д.
8. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.
9. В помощь воспитателю применимы приемы: ласковое обращение к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения). Если ребенок очень привязан к маме, сильно плачет, отказывается есть, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее кратковременном присутствии (при соблюдении санитарно-противоэпидемического режима) в первые 3–4 дня в группе.
10. Когда мама придет в группу (рекомендовать в конце рабочего дня, выйдете ей навстречу, познакомьтесь с ней. Пригласите маму осмотреть группу, покажите шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что педагоги следят за вещами детей. Затем пригласите её в группу, обратите внимание на игрушки, пособия, книги. Расскажите, что вы будете с детьми играть, рисовать, петь и танцевать, читать и рассказывать им сказки. Покажите маме спальню. Покажите туалетную комнату, обратите внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце. Познакомьте маму с режимом дня в детском саду, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада. Узнайте у мамы о переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера. Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка: как называют ребенка дома; чем ребенок любит больше всего заниматься; особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т. д. ;
10. Порекомендуйте родителям, чтобы одновременно с определением ребенка в ДОУ не начинали занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.
11. Для ребенка с затрудненной адаптацией к ДОУ рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [2].
12. Возвращаясь в дошкольное учреждение после болезни, возможно, придется начинать все заново, хотя не так остро и долго.
13. Для уменьшения психоэмоционального напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций могут быть рекомендованы ванны с использованием отваров валерианы или пустырника [3].
14. Объясните родителям, что желательно, чтобы дома была максимально стабильная обстановка. До тех пор пока не закончится адаптация в идеале, нежелательно, чтобы в доме не было никаких перемен - отъезда-приезда дальних родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребенку). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе питания. Уменьшите нагрузку на нервную систему - отмените на время развивающие занятия, сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к вам и ваши к ним.
15. Предложите родителям, придумать ритуал, когда они идут в детский сад или забирают его. Этот момент должен быть особенным, приятным.
16. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
17. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование. Все перечисленные особенности, а также ременное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию маленького дошколенка.
Для родителей рекомендуйте почитать книги: Лиана Шнайдер «Конни идёт в детский сад»; Юстина Беднарек «Дуся и Поросёнок Бобк. Первый день в детском саду»; Анастасия Грецкая «Макс в детском саду. Советы маленького динозаврика»; Татьяна Рабцева «Вовка идёт в детский сад»; Катажина Козловская «Правила поведения. Идём в детский сад».
Во многом от наших психолого-педагогических знаний и грамотной тактики, зависит протекание адаптационного периода маленького ребенка в детском саду. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода. В целом, редкие дошкольники сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае, нужна консультация психолога или же просто время. Здесь в соответствии с опытом, рекомендуется отдать ребенка в дошкольное учреждение через год. Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей.
В заключение хочется сказать всем педагогам и родителям: ваша любовь, терпение поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для родителей - самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом; педагогу, что этот маленький человек – уже личность.
Список литературы:
1. Жданова Л. А., Русова Т. В., Сорокина А. В., Селезнева Е. В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. – 52 с.
2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург. Союз. 1997. – 224 с.
3. Образцова Л. Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. М., АСТ, СПБ, Сова, 2005. – 138 с.
4. Овсепян К. Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации). Издательский дом «Карапуз», 2002. – 27 с.