Бабушкина Анастасия
Словесные игры для развития мышления детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление - такой психический процесс, который сам по себе не развивается. Взрослым необходимо создавать специальные условия для развития мышления. Одним из таких условий могут выступить словесные игры. Они не требуют какого-либо специального оборудования и подготовки.
1. Игра «Что бывает…»
Цель: развитие умения сравнивать, обобщать.
Ребенок должен привести как можно больше ответов к каждому вопросу.
Публикация «Словесные игры для развития мышления детей 5–7 лет» размещена в разделах
Что бывает круглым? (прямоугольным, квадратным, треугольным)
- высоким (низким)
- мягким (твердым)
- холодным (горячим)
- острым
- белым
- кирпичным (деревянным, пластмассовым, бумажным)
- спортивным (музыкальным) и др.
2. Игра «Что это?»
Цель: обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
Что это:
- яркий, желтый (солнце, лампа, цыпленок)
- пушистый, зеленый (шарф, свитер, игрушка)
- прозрачный голубой (платок, штора, шар)
- сильный, добрый (человек, богатырь, папа)
- звонкий, громкий (голос, песня, плач)
- сладкий, легкий (вата, конфета, сон)
- большой, тяжелый (дом, машина, шкаф)
3. Игра «Что к чему подходит»
Цель: развитие логического мышления
Я буду называть тебе слово, а ты должен в ответ назвать такое слово, чтобы оно подходило к моему. Например, я говорю – дождь, а ты – зонтик, я – дом, а ты – крыша.
Стимульные слова: лодка, обед, гнездо, футбол, лес, огород, магазин, часы, руль, школа…
4. Игра «что снаружи, что внутри»
Цель: развитие логического мышления.
Я назову два предмета, а ты подумай и скажи, что может быть снаружи, а что – внутри.
Дом – шкаф, книга – шкаф, сумка – кошелек, кошелек – деньги, кастрюля – каша, аквариум – рыбы, будка – собака, нора – лиса.
5. Игра «Найди закономерность»
Цель: развитие умения устанавливать аналогии.
Огурец – овощ, ромашка - …
Учитель – школа, врач - …
Стол – скатерть, пол - …
Рыба – вода, птица - …
Красный-стоять, зеленый - …
Осень – дождь, зима -…
Птица – перья, рыба - …
Собака – шерсть, рыба - …
Сапоги – молния, ботинки - …
Утро – завтрак, вечер - …
6. Игра «Сравнение»
Цель: развитие умения выделять общие и отличительные признаки
Что общего и чем отличаются:
Белка и кошка
Лиса и волк
Стул и табуретка
Медведь и ёж
Диван и кресло
Ручка и карандаш и др.
7. Игра «Хитрые вопросы»
Цель: развитие смекалки, общей эрудиции.
- Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади?
- У кого больше ног: у козы или у коня?
- У кого больше ушей: у зайца или у медведя?
- заяц убегает от лисы. Кто впереди? Кто сзади?
- Чего больше зайцев или животных?
- Кого больше девочек или детей?
- Чего больше: зайцев или заячьих ушей?
- Сколько ушей у двух зайцев? А ног?
8. Игра «Я знаю 5 названий»
Цель: развитие умения конкретизировать.
Я знаю 5 названий…
Овощей, фруктов, одежды, обуви, насекомых, посуды, птиц, мебели,
домашних животных, диких животных, рыб, ягод, зимних видов спорта, марок машин, городов, стран…
Логические задачки
• Оля и Аня рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Аня?
• Дима и Саша играли машинками и кубиками. Дима играл не машинками. Чем играл каждый мальчик?
• Оля, Лиза и Катя вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Оля не вышивала листочки?
• Алена и Катя живут на одном этаже. Вера живет выше Алены. Кто живет ниже – Катя или Вера?
• Сережа старше Коли, а Коля старше Тани. Кто старше всех, а кто младше?
• Галя веселее Светы, а Света веселее Иры. Кто самый веселый?
• Дуб выше ёлки, а ёлка выше березы. Какое дерево выше, а какое ниже?
• Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?
• Сколько надо сделать разрезов, чтобы разделить банан на 4 части?
• У лесенки 7 ступенек, какая ступенька будет средняя?
В такие игры могут играть как педагоги детского сада, так и родители.