Елена Морозова
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Какой взрослый не замечал, как дети любят играть словами? Ребенок еще не произносит слов, вдруг извергается звук, и вот уже повторяет его на все лады - мычит. Сколько радости в глазах ребенка во время прогулки! Он играет звуками. Затем, когда дети играют со словом, они начинают понимать свой родной язык, усваивают его структуру и усваивают разговорную речь. Неслучайно почти все народные стишки построены на диалогах. Дети любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева неоднократно подчеркивала эту особенность детей : «Потребность в ритмической и рифмованной речи несомненно присуща их возрасту и оправдана ходом их развития».В методике игр мы также используем советы Е. И. Тихеева: перед чтением того или иного стихотворения необходимо познакомить малышей с живым предметом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козой и т. д., т. е. с теми образами, которые даются ребенку в живом слово должно быть ему знакомо, связано с его личными воспоминаниями, переживаниями. Основной целью словесных игр для малышей является развитие детской речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов.
Публикация «Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Приглашаем родителей поиграть в слова дома,
способствует развитию речи у дошкольников.
Предлагаем родителям поиграть дома в словесные игры,
способствующие развитию речи у дошкольников.
«Ладушки»
Цель игры : приучать детей слушать речь взрослого, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
«Про сороку»
Цель игры : учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать о чём в ней говорится.
«Заинька»
Цель игры : учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
«Петушок»
Цель игры : развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закреплять знания о петушке.
Игра «Я быстрее».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: встаньте рядом с ребенком, выберите предмет на расстоянии. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым доберется до предмета, но сделать шаг можно только в том случае, если будет названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашнее или дикое». животные», «Посуда», «Мебель» и др.
Игра «Что, где, когда».
Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве.)
- Где растут деревья? (В лесу.)
- Где растут листья? (На ветке.)
- Где живут рыбы? (В реке.)
Игра «Волшебный сундучок».
Цели: помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.
Описание: положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Посмотрим, что в моем волшебном сундуке». Доставая предметы один за другим, давайте им краткое описание: «Смотри — это мячик, какой он круглый, красный! А вот и машина, она с кузовом и колесами. А еще - ложка, папина большая ложка. Сложите все предметы в коробку и попросите ребенка угадать предмет по описанию. «У нее есть кузов и колеса; красочно и с картинками и т. д.», подчеркивая интонацию местоимений «он, она, оно».
Игра «Спасибо, Маша!».
Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.
Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.
Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.
Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.
Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.
Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.
«Спасибо, Маша! Наклонить голову.
Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.
Вкусная каша!
Вкусный компот!
Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода : «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».
Игра «Полезные «прятки».
Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте небольшой рассказ, в котором ребенок будет делать то, о чем будет рассказ. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Подумал-подумал (имя) и решил спрятаться под стол. Мама смотрит - нет ее мальчика. Где он? Может под диваном? Я посмотрел - его нет. А может под стулом? И нет. А, вот он, под столом!
Игра «Перепутанная сказка».
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: Начните рассказывать ребенку историю о Красной Шапочке. В том месте сказки, где предполагается встреча девочки с волком, измените сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг ее встречает Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделируйте дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок хотел бы услышать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложите ему напомнить ему ее продолжение. Выслушайте все предложения ребенка, спросите его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместная работа над счастливым концом истории.
Игра «Один - много».
Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.
Описание: Дать образец ответа: «У меня - яблоко, а у тебя - яблоки!»
Игра «Где лежал мячик?».
Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве. Описание: Положите на стол маленький мячик. Расставьте вокруг него несколько знакомых ребенку предметов. Спросите: «Где мяч?» - "На столе". Задайте вопрос по-другому: «Возле чего лежит мяч?», «Перед чем лежит мяч?», «За каким предметом лежит мяч?», «Недалеко от чего лежит мяч». ?», «Напротив чего мяч лежит?» и т. п.
Игра «Путаница».
Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.
Описание: чтение ребенку коротких стихотворений с остановкой перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребенок любой –
У апельсина цвет. (голубой - оранжевый).
Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака. (мяукает - лает).
Как на нашей улице
Крякали две. (курицы - утки).
Известно каждому ребенку,
Что лошадь - мама. (жеребенка).
Цыплята знают, что поутру
Их папу все слышат! Ведь он. (кенгуру - петух).
Игра «Кому бы позвонить?».
Цели: развивать речь; заложить основы этикета.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д., что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.