Людмила Кононова
Словесные игры для детей дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Кононова Людмила Владимировна /учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №16 «Аннушка», город Смоленск.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью помочь родителям и воспитателям дошкольных учреждений развивать умственные способности детей с ОВЗ и их речь не только в часы занятий, но и в часы досуга, в часы игр и развлечений.
Публикация «Словесные игры для детей дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются и развиваются при познании окружающего мира.
Так как основным и наиболее характерным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей. Это позволяет использовать ее в коррекционной работе. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Словесные игры для детей в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение ориентироваться в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление и необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Приведу пример некоторых словесных игр, которые не требуют специального материала, определенных условий, а требуют лишь знаний взрослым самой игры.
I. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра: «Вспомни слово».
Цель игры :
1. Развивать у детей память, мышление.
2. Развивать речевую активность.
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить выделять первый звук в слове.
Описание игры.
*Взрослый (родители, воспитатели, логопед) предлагают поиграть в игру - «Кто больше вспомнит слов (предметов, названия которых начинаются на звук «….»).
А) Взрослый называет какой-нибудь звук и играющие начинают вспоминать слова, которые начинаются на этот звук по очереди.
Если игра проходит за столом, то за каждое слово можно давать фишку. У кого больше фишек, тот победил.
Б) Если детей больше, то игру можно проводить с мячом.
Дети делают круг. Педагог бросает мяч каждому ребёнку по очереди. Поймавший мяч должен назвать слово, которое начинается на нужный звук. Тот, кто не вспомнил слово, делает шаг назад.
Игра: «Поймай звук».
Цель игры :
1. Развитие слухового внимания.
2. Развитие речевой активности.
3. Учить детей определять последний звук в слове.
Описание игры.
Начинать игру надо со слов, заканчивающихся на согласный звук. Как только ребёнок начнет самостоятельно выделять последний согласный звук в слове, то можно вводить слова, заканчивающиеся на слог с гласным звуком («пропевая» последний гласный звук).
Вариант №1.
А) Педагог (родитель, логопед) предлагает поиграть в игру. Объясняет, что слово, которое он недоговорит, надо закончить одним звуком.
- На крыше спит котёно- (К).
- Под ловкой спрятался щено- (К).
- Мы купили новый сто-(Л). И т. д.
Б) - В речке живёт щу- (КАААА).
- В сад пришли малы –(ШИИИИИ). И т. д.
Внимательно следить за тем, чтобы ребёнок произносил не всё слово, а добавлять только один звук.
Вариант №2.
Педагог полностью называет слово, ребёнок, повторяя слово, на слух с помощью хлопков или сжимая руку в кулак, определяет последний звук в слове
Игра: «Какой звук потерялся?» («Какое слово задумано?»)
Цель игры :
1. Развивать у детей память, мышление.
2. Развивать речевую активность.
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить выделять первый звук в слове
Описание игры.
Педагог произносит слова, специально не проговаривая первый звук. Дети внимательно вслушиваются в слова и называют звук, который пропущен.
Вариант №1. (только слова)
Пример:
• Это. омашка, это. нига, это. каф, и т д.
Вариант №2 (в стихах).
• «Подготовлен …амолёт, он отправится в полёт». «Наша Маша маленька, на ней ….убка аленька». «Наша Таня …ромко плачет» и т. д.
Игра: «Слово за словом» (Цепочка слов).
Цель игры :
1. Развивать фонематический слух.
2. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
3. Развивать быстроту мышления и память.
Описание игры.
Педагог (логопед, родитель) предлагает ребёнку (детям) поиграть в паровоз. Объясняет детям, что каждое слово имеет начало и конец. На тот звук, которым закончиться слово надо вспомнить своё (новое) слово.
Можно предложить детям брать друг друга за руку, при правильном определении звука и названии слова. Таким образом, дети выстраиваются в цепочку (поезд – паровоз, когда последний ребёнок присоединяется к цепочке, очередь называть слова переходит к первому ребёнку (стоящему впереди). При определении звуков можно использовать движение рук. Правая рука – первый звук в слове, левая рука сжимается в кулак – ловит последний звук в слове. В игре используют только существительные.
Пример: Слон нос стол ложка аист и т. д.
Игра: «Где в слове спрятался звук?»
Цель игры :
1. Развивать фонематический слух.
2. Учить детей определять место звука в слове на слух (в начале, средине, в конце).
Описание игры.
Педагог называет звук, с которым будут играть дети. Затем, педагог (логопед, родители) произносят слова, в которых данный звук находится в разных положениях – начало, конец или средина слова. Ребёнок на слух должен определить место звука в слове.
II. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
Игра: «Скажи наоборот».
Цель игры :
1. Закрепление в речи антонимов
2. Уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи.
Описание игры.
Дети встают в круг, педагог бросает мяч каждому ребёнку по очереди, произносит слово. Ребёнок, поймав мяч, должен назвать слово противоположное по смыслу. В игре используются: прилагательные (высокий – низкий; длинный – короткий, чистый – грязный, …и т. д., наречия: (вверх – вниз) и существительные (день – ночь, холод – жара, внук – внучка, север – юг, ….и т. д.)
Игра: «Я знаю ….».
Цель игры :
1. Уточнение и расширение представлений об окружающем мире.
2. Развитие речи.
Описание игры.
Вариант №1.
Педагог начинает игру со слов : «Я знаю 5 – 10 названий …
«Имен девочек (мальчиков)», «названия деревьев», «домашних животных» и т. д. По темам программы ….
Дети по очереди называют, педагог ведёт счёт
Пример - Таня – раз, Маша – два, и т. д.
Можно играть с мячом, с прыгалками.
Литература.
1. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», издание 2-е исправленное и дополненное, М. «Просвещение»., 1977.
2. А. И. Максаков, Т. А. Тумакова «Учите, играя», М. «Просвещение»., 1979.
3. Г. С. Швайко «Игры игровые упражнения для развития речи». (из опыта работы) Под ред. В. В. Гербовой, М. «Просвещение»., 1983.
4. Л. М. Житникова «Учите детей запоминать», издание третье, дополненное. М. «Просвещение»., 1985.
5. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В. И. Селиверстова, издание 3-е., М. «Просвещение»., 1981.
6. «Дошкольная логопедическая служба» (логопед в ДОУ, под редакцией О. А. Степановой, М. Творческий Центр СФЕРА., 2008.