МААМ-картинки

Конспекты НОД по изучению марийского языка

Вера Павлова
Конспекты НОД по изучению марийского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «День знаний»

Программное содержание:

- учить детей лепке палочек приемами раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней;

- учить аккуратности при работе с пластилином;

- развивать желание радоваться созданному.

Словарь: школ, йоча, влак, тиде.

Ход: I часть

- Дети, сегодня 1 сентября – День знаний. Все ученики пошли в школу, чтобы учиться, а вы пришли в детский сад. В школе проходят уроки. На уроках дети учатся писать, считать, решают задачи, изучают разные языки (русский, английский, марийский). А вы хотите научиться разговаривать на марийском языке?

Публикация «Конспекты НОД по изучению марийского языка» размещена в разделах

- Да.

- Марийский язык очень красивый. Слова звучат интересно, а некоторые слова похожи на русские. Например, слово «школа» на марийском языке звучит очень похоже – школ (групповое и индивидуальное повторение).

- Это школа. Слово «это» на марийском языке будет – тиде (повторение). Давайте скажем: «Тиде школ» - «Это школа».

- Тиде школ (групповое и индивидуальное повторение).

- Скажите, а кто ходит в детский сад? (Обращается внимание на картину с изображением ребенка дошкольника).

- Ребенок.

- Слово «ребенок» по-марийски звучит так – йоча. Давайте скажем все вместе – йоча. (повторение).

- А теперь скажем «это ребенок». Слово «ребенок» по-марийски – тиде (повторение).

Воспитатель обращает внимание детей на картину «1 сентября».

- А что вы видите на этой картине?

- Девочки и мальчики идут в школу.

- Правильно. Дети идут в школу. Когда мы говорим об одном ребенке, мы говорим йоча. А если ребят много, значит мы говорим – дети. Слово дети на марийском языке будет йоча-влак.

Миша – ты ребенок, значит ты – йоча. А если Миша не один – значит о вас надо говорить – дети – йоча-влак.

Игра-упражнение «Один – много» («Йоча – йоча-влак») :

Воспитатель спрашивает, дети должны показать соответствующий рисунок и ответить на вопрос. Затем дети и воспитатель меняются ролями.

Тиде йоча? – Тиде йоча.

А тиде йоча-влак? – Тиде йоча-влак.

IIчасть. Лепка «Цветные мелки».

- Дети, в школе учатся писать, считать, а еще рисовать. Чем можно рисовать?

- Красками, фломастерами, карандашами.

- А еще можно рисовать цветными мелками. Я предлагаю вам вылепить цветные мелки.

Тема: «Лес - наше богатство» (пушенге)

Программное содержание:

- формировать представление детей о лесе, его обитателях;

- ввести в активный словарь новые слова марийского языка;

- развивать внимательность, память, речевую активность;

- воспитывать желание оказывать помощь животным.

Словарь: кож, куэ, кугу.

Предварительная работа: чтение части русской народной сказки «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова) до березки

Ход: I часть.

Воспитатель приносит в группу письмо, зачитывает.

«Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем лесу появилась коза. Дело в том, что у нее маленькие козлята и она не знает, где лучше построить дом. Ждем вашей помощи в лесу». Подпись – Кукушка.

- Дети, куда нас приглашают?

- В лес!

Дети вспоминают правила поведения в лесу.

- Если вы готовы попутешествовать, вставайте друг за другом и мы отправляемся.

Дети идут по «осеннему лесу». Обращают внимание на яблоньку, вспоминают, почему коза не стала строить избушку под яблонькой. Подходят к ёлке.

- Дети, какое это дерево?

- Ёлка.

- Ёлка по-марийски – кож. Давайте все вместе скажем – кож (повторение).

- Ёлка большая. Слово «большая» по-марийски – кугу (повторение).

- Давайте вспомним сказку про козу. Может ли она построить дом под ёлкой и почему?

- Нет, потому что с неё шишки падают.

Далее дети вспоминают о деревьях, которые тоже не разрешили построить дом под своими веточками. Подходят к берёзке.

- Отгадайте-ка, ребятки, загадку.

Белое платье, серёжки, как слёзки.

Так наряжаются только ….

- Березки.

- Правильно, берёзки. Слово «берёза» по-марийски звучит так – куэ (повторение). Береза какая?

- Берёза большая.

- Скажем это по-марийски – куэ кугу (повторение).

Далее воспитатель рассказывает конец сказки «Как коза избушку построила». Проводится игра «Повтори за мной»

Э-э-э, тиде куэ

О-о-о, тиде кож (дети показывают соответствующее дерево).

Воспитатель обращает внимание детей на прилетевшую кукушку.

- Дети, какая птичка нас сегодня пригласила в лес?

- Кукушка!

II часть. Рисование «Угощение для кукушки» (червячки).

- Дети, кукушка летала к нам с письмом и очень проголодалась. Чем её можно угостить?

- Червячками.

- Правильно кукушка питается червячками. Давайте мы нарисуем червяков и угостим её.

В конце воспитатель всех фотографирует.

Тема: «Давайте познакомимся» (палыме лийына)

Программное содержание:

- учить детей здороваться, отвечать на вопросы; учить рисовать хорошее настроение;

- ввести в словарь детей слова местоимения;

- вызвать желание подружиться со сказочным персонажем;

- воспитывать аккуратность в процессе рисования красками.

Словарь: салам, ко, мый, тый.

Ход: I часть

- Дети скажите, вам нравится в детском саду? Почему?

- Да, нравится. Нравится, потому что мы здесь играем, гуляем, поем…

- У всех вас много друзей?

- Да мы все друг с другом дружим.

- А хотите ещё подружиться с кем-нибудь?

- Да.

- Тогда слушайте. К нам сегодня в гости пришел хозяин леса – старичок-Лесовичок. Воспитатель вносит сказочного персонажа Лесовичка.

- Салам, йоча–влак.

- Дети, Лесовичок сказал: «салам». Это значит – здравствуйте. Давайте мы тоже поздороваемся с Лесовичком по-марийски.

- Салам Лесовичок.

Далее воспитатель ведет беседу от имени Лесовичка.

- Я видел вашу фотографию и узнал, какие вы добрые, отзывчивые. Мне понравилось, что вы помогли козе выбрать место для домика, угостили кукушку. Мне очень хотелось с вами познакомиться.

Обращает внимание на фото.

- Это кто? Слово «кто» по-марийски будет – ко. Поэтому я спрашиваю у вас, ребята: Тиде ко (повторение).

- Это Миша.

- Скажем по-марийски : «Тиде Миша».

- Денис, а тиде ко?

- Это я.

- Слово «я» по-марийски будет – мый. Денис скажи: «Тиде мый».

- Тиде мый.

- Настя, посмотри, а это ты. Слово «ты» значит – тый (повторение). Настя, я спрашиваю это ты – тиде тый? А ты должна сказать - это я – тиде мый.

- Тиде мый.

Лесовичок упражняет детей в ответе на вопрос «кто это?»

Игра «Кто это?»

Тиде ко? – Тиде мый.

А тиде ко? – Тиде тый.

Тиде тый? – Тиде мый.

II часть. Рисование «Наши улыбки».

Воспитатель спрашивает у детей какое у них настроение (грустное или веселое). Затем предлагает детям нарисовать свои улыбки (на готовых пиктограммах). Дети дарят Лесовичку на память рисунки и групповую фотографию.

- Спасибо, ребята. Мне пора уходить, но я с вами не прощаюсь. Скоро наступит очень красивая пора осени. Я буду вас ждать в гости. А сегодня я расскажу о вас всем лесным обитателям.

Тема: «Марий Эл»

Программное содержание:

- углубить знания детей о родном крае – республике Марий Эл; учить рисовать природу родного края;

- расширять и активизировать словарный запас детей; развивать творчество;

- прививать детям любовь к своему народу, к родному языку; воспитывать аккуратность.

Словарь: Марий Эл, шочмо вер, мари.

Ход: I часть

- Дети, мы с вами живем в Республике с очень красивым названиемМарий Эл (повторение). Марий Эл в переводе на русский язык означает.

Среди нас есть марийцы, русские и люди других национальностей. Чтобы понимать, друг друга мы разговариваем на русском языке. Но еще мы учимся понимать марийскую речь, учимся разговаривать по-марийски, потому что среди нас есть марийцы – мари. (повторение).

- А сейчас посмотрите на эту картину. (Воспитатель вывешивает картину с марийским пейзажем, дети любуются красотой марийского края).

Это наша Родина – Марий Эл. Слово Родина по-марийски звучит так – шочмо вер (повторение).

- Молодцы. Теве – шочмо вер (повторение).

Дети с помощью вопросов воспитателя составляют небольшой рассказ о картине. Например: «Теве кож. Кож кугу. Теве куэ. Теве куку».

- А сейчас вставайте в круг. Давайте поиграем с мячом. Мяч будет катиться по рукам, а мы повторим слова, с которыми сегодня познакомились.

II часть. Рисование «Нарисуй что хочешь красивое».

- Давайте, ребята, нарисуем то, о чем мы сегодня говорили – природу нашего края, т. е. большие деревья (берёзу, ель).

Дети рисуют и при анализе работ рассказывают о своем рисунке на марийском языке.

Публикации по теме:

Конспекты наблюдений в природе для детей 5–6 лет 1. Наблюдение за снегом. Цель:вызвать положительные эмоции от падающего снега,свежего морозного воздуха,воспитывать умение видеть красоту.

Конспекты НОД по конструированию из бумаги Конспекты НОД. «Флажок» Цель: Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам. Совмещая противоположные углы и стороны. Закрепить.

Конспекты НОД по изодеятельности «Закладка – карандаш» Цель: Продолжать учить детей складывать цветной прямоугольный лист бумаги, используя уже известные приемы, развивать.

Конспекты НОД по конструированию из бумаги к «9 мая» «Голубь» Цель: Овладение приёмом складывания фигурки голубя из бумаги в технике оригами. Развивать глазомер, координации движений. Материал:.

Конспекты НОД в кружке по экспериментированию. Опыт: «Окрашивание воды». Цель: Выявить свойства воды (может быть теплой и холодной; вода прозрачна, но может менять окраску; не имеет.

Конспекты по сенсорике Конспект № Сенсорное воспитание: «Регулировщик» Цель: Закрепить названия двух основных цветов зеленого и красного. И правильные движения.

Конспекты занятий по математике по программе «Радуга» Занятия для детей второй младшей группы-математика Тема: форма " Украшение на елку" Цель: знакомство с названиями некоторых объемных тел.

Конспекты занятий — дидактических игр «МЫ ПУСКАЕМ ПУЗЫРИ» Дидактические задачи: 1. Учить детей слушать и понимать стихи, подбирать подходящие слова-рифмы. 2. Учить планировать.

Некоторые психологические аспекты усвоения дошкольниками иностранного языка (на примере английского языка) Обучение дошкольников иностранному языку в настоящее время является особо актуальным. Это определяется разными причинами, в том числе возросшим.

План-конспекты для старшей группы Педагогические задачи Структура занятия Вводная часть Основные виды движений Заключительная часть Ходьба и бег Общеразвивающие упражнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты НОД по изучению марийского языка
Опубликовано: 11 октября 2015 в 16:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты НОД по изучению марийского языка» (включая файлы) размещена пользователем Вера Павлова (УИ 309581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД