Оксана Петросян
Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Скрининговое исследование состояния звукопроизношения
у детей в ДОУ.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих в школу с нарушениями речи, также сокращение ставок учителей-логопедов приводит к тому, что дети не получают своевременной логопедической помощи в условиях ДОУ. Каждый четвертый родившийся ребенок относится к группе риска. По статистическим данным 2012г. лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
Публикация «Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ» размещена в разделах
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Разработке медицинских, психологических и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.
В нашей стране достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
В значительной степени это касается и детей дошкольного возраста с нарушением фонематического восприятия, и нарушение процессов формирования произношения у детей. Поступление ребенка в школу- важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка нужно готовить. Полноценная речь ребенка является непременным условием для его успешного обучения. Поэтому необходимо устранить все недостатки произношения еще до поступления в школу, так как правильное звукопроизношение и сформированное фонематическое восприятие являются основой формирования письменной речи.
ДОУ является первой ступенью в системе народного образования и выполняет функцию в подготовке детей к школе, и именно на детский сад возлагается решение таких важных задач как коррекция нарушений речи.
Для этого необходимо в дошкольный период проводить такую работу, потому, что именно в этом возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное именно в это время она успешно поддается коррекции, пока еще нарушение речи не переросло в стойкий дефект.
Целью моего исследования было, выявить состояние произносительной стороны речи у детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Мы предположили, что проведение скринингового исследования состояния звукопроизносительной стороны речи в условиях ДОУ позволит своевременно выявить детей группы риска и определить направления коррекционной работы в настоящее время.
Для выявления нарушения звукопроизношения в группах детского сада мы обследовали детей в возрасте от 5 до 7 лет. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать «Альбом для логопеда» Иншаковой Ольги Борисовны. Этот альбом представляет собой иллюстрированный материал, состоит из 6 частей : обследование звукопроизношения; фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонетических представлений; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя речи; самостоятельной речи.
Для проведения обследования произношения по методике Иншаковой О. Б. в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей старшего дошкольного возраста. Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой.
При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста.
При анализе данных обследования мы использовали рекомендации Ф. Ф. Рау по определению нарушений звукопроизношения.
Нами были выявлены следующие результаты: при обследовании детей старшего дошкольного возраста мы выявили детей с нормированным звукопроизношением. Все звуки родного языка дети произносили правильно.
Дети с ненормированным звукопроизношением были разделены нами на следующие группы: антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения; фонологические дефекты.
У детей были выявлены полиморфные нарушения звукопроизношения (более трех звуков из разных групп); мономорфные нарушения звукопроизношения (не более трех звуков или звуки одной группы).
В соответствии с классификациями нарушений произносительной стороны речи мы можем сделать следующие выводы о состоянии звукопроизношения у дошкольников :
По клинико-педагогической классификации нами были выявлены следующие форы нарушений звукопроизношения.
У детей с дизартрией нами были выявлены следующие нарушения: легкие гиперкинезы языка, тремор языка, синкинезии, вегетативные реакции, гиперсаливация.
У детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи наблюдалось смешение оппозиционных звуков в речи, неумение отдифференцировать в своей и чужой речи.
Исходя из сделанного анализа, мы можем сделать выводы о том, что дети старшего дошкольного возраста имеют нарушения звукопроизношения различной тяжести и форм.
Нами были определены направления по индивидуальной работе по коррекции произносительной стороны речи.
Чтобы правильно воспроизводить звуки речи, ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука : варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Индивидуальная работа осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
В работе можно использовать различные пособия и индивидуальные рабочие тетради и альбомы.