Анна Семенова
Упражнения для развития познавательной и мыслительной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л. С. Выготский
МЫШЛЕНИЕ
В конце дошкольного возраста у детей начинает формироваться словесно-логическое (вербальное мышление, которое необходимо им в будущем для успешного обучения в школе.
Упражнение на развитие словесно-логического (вербального) мышления:
Публикация «Упражнения для развития познавательной и мыслительной деятельности дошкольников» размещена в разделах
1. Ребенку предлагается пара слов, где он должен найти как можно больше сходства и различий. Начните с вопроса: «Похожа муха и бабочка или нет?», «А чем отличаются друг от друга». Проанализируйте ответы ребенка, сколько пар он удачно сравнил. Что для него легче: искать сходства или различия?.
МУХА И БАБОЧКА
ДОМ И ИЗБУШКА
СТОЛ И СТУЛЬЯ
КНИГА И ТЕТРАДЬ
ВОДА И МОЛОКО
ТОПОР И МОЛОТОК
ПИАНИНО И СКРИПКА
ШАЛОСТЬ И ДРАКА
ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
2. Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Предложите ребенку определить слово, которое будет лишним
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ,ОТВАЖНЫЙ
3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА. КАСТРЮЛЯ, СУМКА
7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА,РУБАШКА
8. МЫЛО, МЕТЛА, ЗУБНАЯ ПАСТА, ШАМПУНЬ
9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
3. Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие
1. Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей)
2. Назови слова, обозначающие зверей
3. Назови слова, обозначающие птиц
4. Назови слова, обозначающие домашних животных
5. Назови слова, обозначающие водный транспорт
6. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт
7. Назови слова, относящиеся к искусству
8. Назови слова, обозначающие овощи
9. Назови слова, обозначающие фрукты.
4. Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький» :
ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ
КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ
ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ
ТЯДЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ
ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ
БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ
ШЕРШАВЫЙ –ГЛАДКИЙ
5. Ведущий бросает мяч ребенку, произносятся при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему.
«СОБАКА ГУЛЯТЬ»
«ДЕРЕВО РАСТИ»
«ДОЖДЬ ЛИТЬ»
«КОШКА ЦАРАПАТЬ»
«НОЖ РЕЗАТЬ»
«ДОМ СТРОИТЬ»
«ПОРТНОЙ ШИТЬ»
«ВРАЧ ЛЕЧИТЬ»
«ФУДБОЛИСТЫ ИГРАТЬ»
«УЧЕНИК ОТВЕЧАТЬ»
«ТЕЛЕФОН ЗВОНИТЬ»
«ДЕВОЧКА ПЛАКАТЬ»
«ТРАВА ЗЕЛЕНЕТЬ»
«КНИГА ЧИТАТЬ»
«МЫШКА ШУРШАТЬ»
«КАРАНДАШ ТОЧИТЬ»
«МЯЧ УРОНИТЬ»
6. Ведущий, ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?»
ЦЫПЛЕНОК (ЯЙЦОМ)
ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЕНКОМ)
КОРОВА (ТЕЛЕНКОМ)
ДУБ (ЖЕЛУДЕМ)
РЫБА (ИКРИНКОЙ)
БАБОЧКА (ГУСИНЕЦЕЙ)
ХЛЕБ (МУКОЙ)
ШКАФ (ДОСКОЙ)
ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ)
РУБАШКА (ТКАНЬЮ)
БОТИНКИ (КОЖЕЙ)
ДОМ (КИРПИЧОМ)
СОБАКА (ЩЕНКОМ)
СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ)
ПТИЦА (ПТЕНЦОМ)
КОЗЕЛ (КОЗЛЕНКОМ)
ОВЦА (ЯГНЕНКОМ)
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, писать можно только то и только там, где указала учительница). Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу – основные показатели форсированности произвольного поведения.
Упражнения на развитие произвольной сферы
1. Графические диктанты
2. Подготовьте тетрадный лист в клетку с полями и попросите ребенка писать палочки крестики так, как это написано в образце, в течение 5 минут.
+ - + - + + + - + -
3. Ребенку показывают рисунок с геометрическими фигурами (можно нарисовать на листке в клетку) и просят закрасить цветным карандашом выполняя следующие условия: прямоугольник – красным, ромб – зеленым, треугольник – синим, овал – желтым, трапеция – коричневым.
4. Предложите ребенку разложить овощи по коробкам, соблюдая условие: обведи линии, не отрывая руки, карандашами разных цветов.
5. Предложите ребенку провести линии по точкам точно так же как на образце. Точки на листе (можно в клетку) нарисовать нужно заранее.
6. Предложите ребенку заштриховать овощи, фрукты, фигуры разными способами: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.
7. Рисуем по клеточкам по образцу.
ВНИМАНИЕ
К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать знания.
Упражнения на развитие произвольного внимания
1. Предложите ребенку зачеркнуть кольца с определенным разрывам (вверху, внизу, слева, справа и т. д.).
2. Предложите ребенку в треугольниках поставить., в прямоугольниках +, в ромбах -, в круге V, в квадрате Х.
3. Предложите ребенку вычеркнуть только гласные буквы, или все согласные, или только какую-то определенную букву.
ПАМЯТЬ
Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников. Дети до 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал. Старшие ребята, наоборот, запоминают преимущественно то, что перед этим поняли.
Упражнения на развитие памяти
1. Ребенку зачитывают пары слов, которые он должен запомнить. Затем зачитываются первые слова, а ребенок называет к ним парные слова
ТАРЕЛКА – СУП
ПОЧТА – ПИСЬМО
ЗИМА – СНЕГ
БУЛКА – МУКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
МАШИНА – ДОРОГА
БУКВЫ – КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА – ВОДА
ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
Как повысить мотивацию ребенка к школьному обучению:
1. Обучайте ребёнка в игровой форме.
Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.
2. Минимизируйте стрессы.
Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
И не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов. Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.
3. Маленькие поощрения, а не большие награды.
Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже.
4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками.
Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.
5. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях.
Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.