ИРИНА ПОНОМАРЕВА
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам.
Д. С. Лихачев
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая её образной, красочной; привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки привносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Детей завораживает напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины» и «несказальщины».
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством народного фольклора» размещена в разделах
Под текст потешек дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче и интереснее. У ребёнка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Актуальность темы связана с изменением быта, жизненного уклада в семье:
- отсутствие предметов народного быта, встречающихся в фольклорных произведениях;
- взрослые не знакомы с произведениями фольклорного жанра и не знакомят с ними детей; прервалась цепочка непосредственной передачи традиционного устного народного творчества;
- недооценка педагогами роли фольклора во всех его проявлениях в воспитании детей;
- разнообразные выставки народно – прикладного искусства, музейные экспозиции рассчитаны для взрослого восприятия и недоступны детям;
- неумение педагогов объяснять некоторые слова и выражения, встречающиеся в фольклорных произведениях, пересказывание русских народных сказок на современном языке;
- сами родители плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием её древности и величия.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами фольклора.
Задачи:
-Воспитывать любовь к русскому краю, воспитывать интерес к устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, к некоторым традициям и обычаям родного края, воспитывать умение видеть и понимать окружающий мир;
- создавать условия для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми;
- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и т. д. ;
- уточнить представление детей о загадках : учить отгадывать описательные загадки;
- познакомить с жанром потешки, побуждать детей к выразительному исполнению знакомых потешек, песенок;
- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах использования фольклора в воспитании детей.
Формы работы с детьми:
Для плодотворного общения с детьми, важно установить с ними добрые и доверительные взаимоотношения, эмоциональный контакт. В этом мне помогает детский фольклор : сказки и малые фольклорные жанры. Способы подачи информации для детей использую самые разнообразные. Это и беседы, и занятия, участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и сказок. Чтобы пополнить свои знания об истоках, формах русского фольклора, я подобрала и прочитала литературу по данной теме.
Создала картотеку потешек, сказок, пальчиковых игр, закличек, хороводных игр. В процессе рассказывания сказок, чтения потешек объясняю детям незнакомые слова. Знакомя детей с различными потешками, учитывая их сходство с действием одного персонажа, образного восприятия героев, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации.
Для того, чтобы привлечь детей к исполнению потешек, выбрала самые простые и веселые потешки, такие как «Катя, Катя маленькая», «Про Фому» и т. д. Эмоционально рассказывала сама, привлекала детей с хорошей речью, для обыгрывания их, если дети затрудняются в самостоятельном чтении песенки, потешки, то делают это вместе со мной. Начало всех песенок, потешек произношу я, дети продолжают. Так постепенно все дети стали принимать участие в обыгрывании потешек. Создала картотеку и широко использую потешки в режимных моментах: в процессе умывания, одевания, приема пищи. Почти все из них дети уже знают наизусть и могут рассказать самостоятельно.
Использование наглядного материала помогает сделать восприятие литературного произведения более полным, вызывает эмоциональный отклик у детей. В работе с младшими дошкольниками использую различные виды театров, книжки – раскладки, с изображением постепенно разворачивающихся событий, плоскостные изображения героев на фланелеграфе.
Фольклорная тема находит отражение в продуктивной деятельности:
в рисовании- «Платок для матрёшки», «Нарядный сарафан», «Узоры на платье», «Зайка беленький сидит», «Мышка и репка», «Бочонок с мёдом», «Гуси-лебеди», «Неваляшки танцуют», «Солнышко - колоколнышко», «Корзина с пасхальными яйцами».
в лепке- «Грибы», «Ягоды на тарелочке», «Варежки», «Миски трёх медведей», «Колодец», «Печенье», лепка из солёного теста «Крендельки, бублики, калачи».
Знакомя детей со сказками, использовала разные методы и приё мы: настольный театр, игра-инсценировка, красочные книжки с показом иллюстраций. Затем пересказывание по иллюстрациям сказки.
Для запоминания и воспроизведения сказки в своей работе использовала мнемотаблицы, которые составила по содержанию сказки.
Обучая детей отгадыванию загадок, опираюсь на знания детей о предметном мире. Работая с ножницами, я проговариваю загадку: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» и тут же предлагаю рассмотреть их.
Использую игры-имитации на материале загадок, потешек, прибауток. Отгадав загадку про белочку: «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок, скок, скок», дети с удовольствием выполняли прыжки с продвижением вперёд.
После наблюдений в природе за погодой, животными и птицами, знакомила детей с народными приметами. Самый близкий и любимый объект для детей – это воробьи. Наблюдая за поведением птиц, делаю вывод: «Прячутся под крышу, не чирикают – холодно будет; веселятся – к хорошей погоде».
На занятиях включаю логоритмические упражнения, основанные на потешке в качестве физминуток. На занятиях по развитию движений использую их в комплексе общеразвивающих упражнений. Хорошо подходят потешки и для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: «Собери матрёшку» из разрезной картинки, «Построй домик для матрёшки», «Выложи дорожку для уточки» с использованием счётных палочек или палочек Кюизенера.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, устраиваем импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере можно вносить почти в любую песню.
Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Познакомила детей с некоторыми видами убранства избы, с берестяной посудой. Для ознакомления детей с горницей, провела занятие по теме: «В горнице у кота Васьки», развлечение «В гостях у бабушки Арины».
В средней группе я показывала детям такие русские народные инструменты как свистулька, колокольчик, деревянные ложки, малыши с удовольствием играли на них. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей.
В рамках методической темы разработала и провела совместно с музыкальным руководителем фольклорный праздник «Пасха». В роли сказочных персонажей выступили родители малышей. Они подготовили для своих детей сказку «Курочка Ряба", дети исполнили русские народные песни и пляски, любовались пасхальными яйцами, а в завершение праздника, вместе с персонажами расписывали яйца, играли в традиционную игру «Катание яиц с горки» и пили горячий ароматный чай с куличиками. Такие праздники важны для детей, именно они дают возможность ощутить, почувствовать связь прошлого и настоящего, способствуют воспитанию любви к своему народу, его обычаям и традициям.
В старших группах продолжила работу по приобщению детей к русской народной культуре, посредством фольклора. С детьми и родителями проводили обрядовые праздники. На «Колядках» дети переодевались в костюмы, пели народные песенки-«колядки», играли, гадали, ходили друг другу в гости в другие группы, к сотрудникам детского сада. На развлечении «Масленица широкая» дети вместе с родителями дома пекли блины, а потом в детском саду вместе угощались, пели песни, играли в игры «Блин, блинок», «Золотые ворота», водили хороводы. Проводя такие праздники в детском саду дети знакомятся с традициями русского народа, у детей воспитывается бережное отношение к русской культуре, расширяется кругозор детей, развивается интерес к русскому фольклору. Кроме этого, дети развивают своё актерское мастерство, творческие способности, повышается уверенность в своих возможностях. В подготовительной к школе группе мы пригласили бабушку Миши П., которая рассказывала детям сказки своего детства, вспоминала в какие игры играли дети. Вместе с Клавдией Ивановной дети поиграли в игры «Лапта», «Плетень» и познакомились с хобби бабушки: вышиванием полотенец, рушников. Затем в группе организовали выставку «Из бабушкиного сундука».
Такие совместные встречи и праздники способствуют укреплению детско- родительских отношений, повышают статус родителей в воспитании детей.
В старших группах совместно с музыкальным руководителем знакомили детей с разнообразными формами музыкального фольклора : детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры.
Совместно с родителями организовали экскурсию с детьми старшей группы в Полазненский краеведческий музей. Дети познакомились с атрибутами, утварью и обстановкой русской избы, послушали народные песни, в исполнении фольклорной группы «Горница», познакомились с тем, как жили в старину наши бабушки и дедушки. А директор краеведческого музея Кузнецова А. М. рассказала детям о том, как в старину люди отмечали праздник «Троица» - праздник русской березки.
Затем в детском саду провели Праздник русской березки, где дети в русских костюмах пели песни березке, водили хороводы. Праздник удался на славу.
В подготовительной группе с детьми провели беседу «Обрядовые куклы», а затем на занятии по ручному труду изготавливали кукол- пеленашек и оформили выставку.
Формы работы с родителями.
Работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая и предполагает тесное взаимодействие с семьей. Родители помогали в организации праздников, утренников, сами участвовали в них. В течение года подготовила для родителей папки-передвижки «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста», «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим», провела семинар-практикум «Народные игры в семье». Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников можно считать осуществление проектной деятельности и организацию дней общения, например «Сядем рядком, поговорим ладком» (Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности). С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.
В результате проделанной работы:
-Накоплен богатый практический материал (методический, иллюстративный, который помогает правильно и интересно организовать работу с младшими дошкольниками.
-Дети проявляют интерес к устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, к некоторым традициям и обычаям русского народа.
- Совместные праздники, организация совместной деятельности детей и взрослых позволили улучшить детско-родительские отношения. Изменилось и отношение родителей к детскому саду в целом. Увеличился процент родителей, принимающих участие в мероприятиях проводимых как в группе так и в детском саду.
- дети проявляют положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и т. д. ;
- дети научились отгадывать описательные загадки и пытаются составлять их самостоятельно.
- Дети знают много потешек наизусть, выразительно их исполняют, используют в играх.
- удалось повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования фольклора в воспитании детей.
Список литературы.
1. Волшебные лапоточки. Русские сказки/пересказ Т. Комзаловой. - Смоленск: Русич,2009.
2. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Хрестоматия для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н. П. Ильичук и др. – М. : АСТ, 1999.
5. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. ООО Издательство «Детство-пресс» 2013.