МААМ-картинки

Сказкотерапия в ДОУ

Подосинникова Ирина Олеговна
Сказкотерапия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы родом из детства.

А еще оттуда родом все наши комплексы, страхи, дефекты воспитания, поведенческие патологии и многое другое. Дети, которые чего-то не дополучили от родителей, страдают во взрослой жизни. Именно поэтому основное задание родителей – не только воспитывать и обучать детей, но и корректировать их поведение, исправлять отрицательные черты характера, мотивировать на успех. И делать это нужно не криком, наказаниями и даже – не долгими и нудными разговорами, а способом наиболее понятным и приятным самому малышу: рассказом сказки.

Публикация «Сказкотерапия в ДОУ» размещена в разделах

Сказка многими родителями воспринимается, как способ развлечь детей, но им даже в голову не приходит, что это метод психотерапии, который успешно используют воспитатели в садах, и учителя.

Расставаться с детством, всегда сложно. А самый главный символ детства – это вера в сказки, вера в чудеса. Даже будучи взрослыми, все равно очень хочется верить в сказку. А что, если ребенок больше не верит в сказку и в волшебство?

Давайте разберемся, в чем тут дело, и почему современные дети стали меньше верить в волшебство.

Для детей просто необходимо верить в чудеса, это позволяет им выплескивать свои эмоции, укрепляет ощущения внутренней свободы, стимулирует и развивает у ребенка творческие способности. Данный опыт ребенка веры в чудеса не проходит бесследно, ведь у взрослых тоже бывают ситуации, в которых может помочь только чудо. А это дает нам не только силы для борьбы, но и помогает сохранять душевное и физическое здоровье.

Многие родители не уделяют достаточно времени детям, сейчас меньше читают сказки, детям легче посмотреть телевизор, а от чтения сказок они быстро устают!

Наши дети все разные, у них разные характеры и темпераменты. Кто-то по натуре мечтатель, очень любит сказки, верит в них. В таких детях необходимо всячески поддерживать веру в чудеса, взаимодействовать с ней, стимулировать ею, воспитывать.

Почему в последнее время стало так важно, чтобы наши дети верили в сказку?

Вера в чудо помогает принять ситуацию, адаптироваться, продолжать искать пути и решения, пережить сложные моменты в жизни, когда, казалось бы, выхода нет. Чтобы достичь этой цели, взрослые сами должны уметь «чудить», поэтому их дети, немного повзрослев, тоже присоединятся к ним, и будут самостоятельно устраивать чудеса.

Восприятие сказки требует особой работы ума и сердца. Ребенок должен научиться видеть за нереальными событиями, сказочными персонажами и волшебной атрибутикой противодействие сил добра и зла, нравственный смысл, мудрое наставление. И все это следует воспринимать сердцем за счет сопереживания любимым героям.

Еще одной причиной решительной нелюбви дошкольников к сказкам может явиться засилье компьютерных, телевизионных и прочих игр, построенных по типу «стрелялок». Единственным событием, происходящим в них, является непрерывная стрельба и убийство одним персонажем всех прочих, кем бы они ни были, - космическими монстрами или просто цветными шариками. Столь незамысловатый сюжет тормозит ход нормального развития детского воображения и ума в целом. Дети становятся неспособными к восприятию сложных перипетий сказочных сюжетов. Развить в детях способность сочувствовать и сопереживать сказочным героям можно, но сделать это не так просто. Прежде всего надо найти такого героя, чьи похождения имели бы мало общего со сказочными историями и в то же время оставались бы таковыми по своей сути. Возможно, ими станут Карлсон или зверюшки из рассказов Виталия Бианки. Затем постарайтесь вовлечь ребенка в игру, где действовали бы эти персонажи. Пусть малыш придумает для них новые приключения или сам станет действующим лицом в их похождениях.

Что такое сказкотерапия для детей : Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное средство психологического воспитания, развития творческого начала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе ясельной группы. Арт-терапия сегодня по праву считается эффективнейшим методом, используемым психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое, ребенок способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Существует множество разновидностей арт-терапии, но мы сегодня поговорим о сказкотерапии.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказки влияет на сознание и подсознание малыша.

Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок :

1) Художественные и народные сказки :

Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста.

3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Структура наших занятий в группе по сказкотерапии строится следующим образом:

- Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);

- Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);

- Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);

- Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);

- Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);

- Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);

- Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта).

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в ДОУ
Опубликовано: 18 января 2021 в 19:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Подосинникова Ирина Олеговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД