Подосинникова Ирина Олеговна
Сказкотерапия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы родом из детства.
А еще оттуда родом все наши комплексы, страхи, дефекты воспитания, поведенческие патологии и многое другое. Дети, которые чего-то не дополучили от родителей, страдают во взрослой жизни. Именно поэтому основное задание родителей – не только воспитывать и обучать детей, но и корректировать их поведение, исправлять отрицательные черты характера, мотивировать на успех. И делать это нужно не криком, наказаниями и даже – не долгими и нудными разговорами, а способом наиболее понятным и приятным самому малышу: рассказом сказки.
Публикация «Сказкотерапия в ДОУ» размещена в разделах
Сказка многими родителями воспринимается, как способ развлечь детей, но им даже в голову не приходит, что это метод психотерапии, который успешно используют воспитатели в садах, и учителя.
Расставаться с детством, всегда сложно. А самый главный символ детства – это вера в сказки, вера в чудеса. Даже будучи взрослыми, все равно очень хочется верить в сказку. А что, если ребенок больше не верит в сказку и в волшебство?
Давайте разберемся, в чем тут дело, и почему современные дети стали меньше верить в волшебство.
Для детей просто необходимо верить в чудеса, это позволяет им выплескивать свои эмоции, укрепляет ощущения внутренней свободы, стимулирует и развивает у ребенка творческие способности. Данный опыт ребенка веры в чудеса не проходит бесследно, ведь у взрослых тоже бывают ситуации, в которых может помочь только чудо. А это дает нам не только силы для борьбы, но и помогает сохранять душевное и физическое здоровье.
Многие родители не уделяют достаточно времени детям, сейчас меньше читают сказки, детям легче посмотреть телевизор, а от чтения сказок они быстро устают!
Наши дети все разные, у них разные характеры и темпераменты. Кто-то по натуре мечтатель, очень любит сказки, верит в них. В таких детях необходимо всячески поддерживать веру в чудеса, взаимодействовать с ней, стимулировать ею, воспитывать.
Почему в последнее время стало так важно, чтобы наши дети верили в сказку?
Вера в чудо помогает принять ситуацию, адаптироваться, продолжать искать пути и решения, пережить сложные моменты в жизни, когда, казалось бы, выхода нет. Чтобы достичь этой цели, взрослые сами должны уметь «чудить», поэтому их дети, немного повзрослев, тоже присоединятся к ним, и будут самостоятельно устраивать чудеса.
Восприятие сказки требует особой работы ума и сердца. Ребенок должен научиться видеть за нереальными событиями, сказочными персонажами и волшебной атрибутикой противодействие сил добра и зла, нравственный смысл, мудрое наставление. И все это следует воспринимать сердцем за счет сопереживания любимым героям.
Еще одной причиной решительной нелюбви дошкольников к сказкам может явиться засилье компьютерных, телевизионных и прочих игр, построенных по типу «стрелялок». Единственным событием, происходящим в них, является непрерывная стрельба и убийство одним персонажем всех прочих, кем бы они ни были, - космическими монстрами или просто цветными шариками. Столь незамысловатый сюжет тормозит ход нормального развития детского воображения и ума в целом. Дети становятся неспособными к восприятию сложных перипетий сказочных сюжетов. Развить в детях способность сочувствовать и сопереживать сказочным героям можно, но сделать это не так просто. Прежде всего надо найти такого героя, чьи похождения имели бы мало общего со сказочными историями и в то же время оставались бы таковыми по своей сути. Возможно, ими станут Карлсон или зверюшки из рассказов Виталия Бианки. Затем постарайтесь вовлечь ребенка в игру, где действовали бы эти персонажи. Пусть малыш придумает для них новые приключения или сам станет действующим лицом в их похождениях.
Что такое сказкотерапия для детей : Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное средство психологического воспитания, развития творческого начала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе ясельной группы. Арт-терапия сегодня по праву считается эффективнейшим методом, используемым психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое, ребенок способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Существует множество разновидностей арт-терапии, но мы сегодня поговорим о сказкотерапии.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказки влияет на сознание и подсознание малыша.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок :
1) Художественные и народные сказки :
Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста.
3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
Структура наших занятий в группе по сказкотерапии строится следующим образом:
- Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);
- Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);
- Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);
- Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);
- Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);
- Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);
- Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта).
Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.